55
Прочитайте.
Э ЛЕ КТРИ ЧКА
Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке,
Разбитое на слоги…
А. Шибаев
• Соберите из слогов слово. Что оно обозначает?
Электричка – поезд, движущийся по маршруту, на короткие расстояния.
• Запишите его. Обозначьте в слове ударение.
Электри́чка
56
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Прочитайте.
Уж бо сенью шало,
Уж же нышко блиста ,
Ко че становил день.
• Впишите в слова пропущенные слоги.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
- Проверьте по учебнику (с. 67, упр. 99), правильно ли вы написали слова.
- Разделите трёхсложные слова на слоги вертикальной чертой ( | ).
Уж небо о│сень│ю ды│ша│ло,
Уж реже сол│ныш│ко блис│та│ло,
Ко│ро│че становился день.
57
Соберите из слогов вежливые слова.
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, здравствуйте, до свидания.
- Запишите слова. Устно составьте диалог, используя в нём вежливые слова.
- Простите, не подскажете, как найти книгу «Гарри Поттер и философский камень»?
- Посмотри на этой полке.
- Спасибо.
- Пожалуйста.
58
Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.
Ко́сит косец,
А зайчишка ко́сит.
Тру́сит трусишка,
А ослик труси́т.
- Что обозначают слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся?
Ко́сит – занимается скашиванием травы.
Коси́т – дефект зрения.
Тру́сит – боится.
Труси́т – идёт трусцой.
59
Прочитайте ряды ударных и безударных слогов.
Свё вель кан фёр вер ляр нить
Сто зво ба ста шо ща кла
• Составьте из слогов двусложные слова. Запишите их. Поставьте, где нужно, знак ударения.
Свёкла, щаве́ль, стака́н, шофёр, ве́рба, столя́р, звони́ть.
60
Подберите и запишите слова, которые подходят к таким схемам:
- Анна, свёкла, верба.
- Щавель, стакан, шофёр.
- Красивый, деревья, берёза.
61
Измените форму каждого слова так, чтобы ударный слог стал безударным. Запишите.
Зе́мли – земля́, ко́льца – кольцо́, стра́ны – страна́, слё́зы – слеза́,
ре́ки – река́, зме́и – змея́, пи́сьма – письмо́, со́сны – сосна́.
62
Прочитайте, правильно ставьте ударение в каждом слове.
Алфави́т, ве́рба, ба́нты, то́рты, гербы́, стака́ны, кра́ны, простыня́, кле́ить, портфе́ль.
- Обозначьте ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
63
Прочитайте. Найдите загадку. Отгадайте её. Из других строк составьте скороговорку.
Приучить сороку одна моро́ка,
Сорок одёжек, а все без застёжек.
А сорок сорок – сорок моро́к.
• Спишите загадку или скороговорку.
Загадка:
Сорок одёжек, а все без застёжек. Ответ: капуста.
Скороговорка:
Приучить сороку одна моро́ка,
А сорок сорок – сорок моро́к.
• Что обозначают выделенные слова? Поставьте в них ударение.
Приучить соро́ку (птица) одна моро́ка,
А со́рок (число) соро́к (птиц) – сорок (число) моро́к.
Со́рок (число) одёжек, а все без застёжек.
64
Прочитайте. Вставьте в словарные слова пропущенные слоги.
Капуста, извините, посуда, деревня, сахар, заря, рисунок, дорога, ветер, сентябрь, родина, Москва.
- Проверьте написание слов по орфографическому словарю. Обозначьте в словах ударение.
Капу́ста, извини́те, посу́да, дере́вня, са́хар, заря́, рису́нок, доро́га, ве́тер, сентя́брь, ро́дина, Москва́.
• Подчеркните в безударных слогах буквы, написание которых надо запомнить.
Капуста, извините, посуда, деревня, сахар, заря, рисунок, дорога, ветер, сентябрь, родина, Москва.
65
Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Змея, тетрадь, петух, чайник, шишка, мороз, ягода, учитель, осень, яблоко, ветер, заяц, завод, посуда, прощай, жизнь.
- Разделите слова на слоги вертикальной чертой. Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.
Зме│я, те│традь, пе│тух, чай│ник, шиш│ка, мо│роз, я│го│да, у│чи│тель, о│сень, я│бло│ко, ве│тер, за│яц, за│вод, по│су│да, про│щай, жизнь.
- Выпишите пять слов, которые можно перенести с одной строки на другую. Разделите их горизонтальной черточкой (-) для переноса.
Те-традь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мо-роз, ве-тер.
66
Подберите слова, которые можно перенести с одной строки на другую так, как показано в образце. Запишите их.
Паль-то,
Лей-ка,
Ван-на,
Паль-то, пись-мо, день-ки, силь-но.
Лей-ка, мой-ка, чай-ник, май-ка, чай-ка.
Ван-на, Ан-на, груп-па, мас-са.
67
Подберите и запишите двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Оля, осень, яма, этаж, края, змея, юла, орёл, иней, Юля.
68
Соберите из слогов слова, а из слов загадку с отгадкой.
Цвет белый, а ягода чёрная. Черёмуха.
• Запишите загадку. Подчеркните в словах загадки слог, который нельзя перенести на другую строку.
Цвет белый, а ягода чёрная.
• Запишите слово-отгадку, разделяя его горизонтальной чертой столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.
Че-рё-му-ха.