В сказе Павла Петровича Бажова «Серебряное копытце» сочетаются сказочные события и реальные герои, природа Урала и быт местных жителей. Чтобы создать иллюстрации к такой книге художнику необходимо представлять, как жили люди, какие были дома снаружи и внутри, какой была одежда, прически. Особенность этого сказа еще в том, что действие происходит и в пору золотой осени, и во время снежной морозной зимы. В повествовании есть добрые люди и милые животные. Все это дает простор творчеству художника. Здесь представлены иллюстрации художников:
Михаил Бычков
Ольга Ионайтис
Елена Попкова
Александр Кошкин
Марина Успенская
Татьяна Морковкина
Виктор Пятков
Юрий Лышко
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. Телеграмм канал
Александр Коковкин
Михаил Пыльцын
Владимир Милашевский
Николай Кочергин
Тамара Шеварева
Михаил Абрамович Бычков родился в 1951 году в Ленинграде. Окончил Среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР. Проиллюстрировал такие детские книги как «Три толстяка» Ю. Олеши, «Остров безветрия» В.Воскобойникова, сказки Ш. Перро, сказки писателей Скандинавии, Датские народные сказки, «Пеппи Длинный чулок» А.Линдгрен, «Питер Пэн» Д.У. Барри и многие другие. Первую иллюстрацию к «Серебряному копытцу» нарисовал ещё в детстве. Из этого рисунка через много лет «выросла» целая книжка.
Художник-иллюстратор Ольга Ионайтис (род. 1965) окончила художественную школу в Мытищах, затем Московский полиграфический институт. Ее первые авторские работы «Книжка про котов», «Прогулки по Москве: Кремль», «Прогулки по Москве: Китай-город» и «Русские суеверия». Оформила более 90 книг для детей и взрослых. Сотрудничает с отечественными и зарубежными издательствами. Награждена медалью «850 лет Москвы» за вклад в развитие культуры города.
Художник-иллюстратор Елена Васильевна Попкова (род. 1945) окончила Художественный институт им. Сурикова, много работала с детскими книгами и сборниками поэзии. Известны ее иллюстрации к английским сказкам и стихам Лермонтова. Елена рассказывает, что прежде, чем приступать к работе над обложкой, следует проникнуться духом и обаянием текста. «Я не могу про себя ничего рассказать, могу только нарисовать…»
Александр Арнольдович Кошкин (род. 1952) — современный московский художник и иллюстратор. Его дипломным проектом по окончании факультета графики МГХИ были иллюстрации к сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иллюстрирует книги с 70-х годов прошлого века. Среди них — «Городок в табакерке» Одоевского, «Золотой ключик» Толстого, «Три сестры» Антона Чехова. Художник высказал мысль о том, что все на свете – книжная иллюстрация. «Если взять совсем древние наскальные изображения, все эти охоты, олени — это своего рода виртуальный текст, который подразумевает видеоряд, картинку. Так что книжная иллюстрация – это корневая вещь. Из нее и театр вышел, и кино. Потому что что такое кино? Это ожившая книжная иллюстрация».
Марина Успенская (1925-2007) – художник-график, книжный иллюстратор. Проиллюстрировала более двухсот книг, изданных не только в России, но и в Чехословакии, Франции, Индии и Японии. Была одним из ведущих художников журнала «Мурзилка». Среди оформленных ею книг «Серебряное копытце» Павла Бажова, «Лошадка» Льва Квитко, сборники рассказов Антона Чехова и Максима Горького.
В течение творческой деятельности менялась любимая графическая техника художницы: тушь, акварель, гуашь, цветной карандаш — и каждой она владела виртуозно! Менялась цветовая гамма рисунков: в нежные чистые тона всё активнее врывались экспрессивный красный и оранжевый. Менялся стиль: от живописных жанровых сцен — к уплощённым, лаконичным, почти символическим композициям.
Заслуженный художник России Татьяна Андреевна Морковкина (род. 1944) занимается иллюстрацией детских книг более 40 лет. Она оформляла книги Л. Н. Толстого, П. П. Бажова, С. Я. Маршака, русские народные сказки, произведения современных авторов. Татьяна Андреевна воспринимает мир светлым, праздничным и обладает даром передать это видение в своих иллюстрациях. Кроме того, художница много и плодотворно работала в кино. Ее работы неоднократно отмечались премиями на кинофестивалях.
Виктор Иванович Пятков (род. 1939) – график, член Союза художников СССР. Окончил факультет графики МГХИ им. Сурикова. Работает в техниках офорт, литография, линогравюра, акварель.
Юрий Лышко (род. 1946) – живописец, художник-иллюстратор. Основные его произведения – иллюстрации книг «Три брата» братьев Гримм, калмыцкой сказки «Стрелок и Царкин-хан» и «Серебряное копытце» П.П. Бажова. Его работы хранятся в Картинной галерее города Красноармейска.
Александр Викторович Коковкин (1942-2005) — художник-иллюстратор. Учился во Всероссийской Академии Художеств. Его дипломная работа — оформление и иллюстрации к книге М.А. Булгакова «Жизнь господина де Мольера». Обучение проходило на графическом факультете. Иллюстрировал детские книги: Е. Пермяк «Золотые колечки», А. Линдгрен «Крошка Нильс Карлсон», братья Гримм «Бременские музыканты», П. Бажов «Серебряное копытце» и другие.
Современный художник Михаил Алексеевич Пыльцын проиллюстрировал множество детских книг. Среди них русские народные сказки; сказки русских писателей – А. С. Пушкина, В.А. Жуковского, В. Одоевского; сказки зарубежных писателей – братьев Гримм Ш. Перро, Г. Х. Андерсена.
Владимир Алексеевич Милашевский (1893-1976) — русский художник, график, иллюстратор. Среди оформленных им книг — «Конек-горбунок» Ершова, произведения Достоевского, Чехова, Блока, Диккенса, сказы Бажова и другие. Он проиллюстрировал около 100 книг для детей. И всегда следовал правилу: для детей надо делать все так же хорошо, как для взрослых, и даже еще лучше.
Николай Михайлович Кочергин (1897-1974) — советский художник-иллюстратор, посвятивший детской книжной иллюстрации более 25 лет. Работал художником театра, занимался графикой, резьбой по дереву. Созданные им куклы для ленинградского кукольного театра Евгения Деммени до сих пор задействованы в спектаклях. После войны Кочергин в основном занимался иллюстрацией детских книг. Во второй половине пятидесятых годов был издан «Всадник без головы” Майн Рида с рисунками Николая Михайловича. Им были оформлены приключенческие и фантастические произведения, народные эпосы, как русские, так и зарубежные, современная литература, произведения китайской классики, египетские и вьетнамские сказки и многое другое.
Тамара Шеварева (род. 1929) – советский российский художник-иллюстратор. Оформляла книги детских стихов , сказок. Интересна книга К. Ушинского с ее иллюстрациями «Как рубашка в поле выросла» о том, как делают ткани. В 1988 году вышла оформленная ею книга П. Бажова «Серебряное копытце».
Как писала художница Ольга Ионайтис: «В детской книге, мне кажется, не должно быть зла. Я всегда считала, что у книжного художника, особенно у детского, — максимальная степень ответственности перед читателями. Ребенка в год-два родители вряд ли поведут в музей, и мультик чаще не включат, потому что берегут его. Но книжку, самую простую, картонную, детскую ему уже дают в ручки. И от того, насколько она хороша, зависит формирование вкуса ребенка, цветовые пристрастия, восприятие сложности окружающего мира».