157
Прочитайте. Спишите.
наст. вр. прош. вр.
Гаснет вечер, скрылось солнце,
наст. вр.
Лишь закат краснеет.
И. Бунин
- Докажите, что вы записали сложное предложение. Подчеркните грамматические основы сложного предложения.
Это предложение сложное, потому что в нём три грамматические основы. Вечер – подлежащее, гаснет – сказуемое; солнце – подлежащее, скрылось – сказуемое; закат – подлежащее, краснеет – сказуемое.
- Определите время глаголов (наст вр., прош. вр., буд. вр.).
158
- Поработайте в парах: прочитайте загадки. Отгадайте их. Запишите отгадки.
наст. вр. наст. вр.
Летит — гудит,
наст. вр. наст. вр.
А как сядет — замолчит.
(Самолёт.)
прош. вр.
На дорожку вышли рожки…
буд. вр.
— Вы не будете бодать?
прош. вр.
Я потрогал их немножко,
прош. вр.
Рожки спрятались опять.
(Улитки.)
буд. вр.
Всем, кто придёт,
буд. вр.
Всем, кто уйдёт,
наст. вр.
Она ручку подаёт.
(Дверь.)
- Определите время каждого глагола.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
159
- Прочитайте. Подберите по два глагола, которые отвечают на данные вопросы. Определите их время.
наст. вр. наст. вр.
Что делает? дружит, читает.
будущ. вр. будущ. вр.
Что сделает? скажет, наступит.
прош. Вр. прош. вр.
Что сделал? помогал, пришёл.
буд. вр. буд. вр.
Что будет делать? будет говорить, будет носить.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
160
- Прочитайте.
Спешить, увезти, лежать, зазвенеть, блестеть, блеснуть.
- Заполните таблицу: образуйте от каждого глагола указанные формы и запишите их.
Неопр. ф. Наст. вр. Прош. вр. Буд. вр.
Что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать?
спешить спешит спешил будет спешить
лежать лежит лежал будет лежать
блестеть блестит блестел будет блестеть
Что сделать? Что сделал? Что сделает?
увезти — увёз увезёт
зазвенеть — зазвенел зазвенит
блеснуть — блеснул блеснёт
161
- Прочитайте. Подчеркните глаголы, от которых можно образовать только две формы времени. Какие это формы?
Читать, прочитать, шить, пришить, любить.
Это формы прошедшего и будущего времени.
- Составьте предложение с любым глаголом, употребив его в форме будущего времени.
На уроках труда я вышью птичку крестиком.
162
- Прочитайте.
Спортсмен (бежать) по спортивной дорожке.
- Составьте и запишите три предложения. В первом употребите глагол бежать в форме настоящего времени, во втором – в форме прошедшего времени, в третьем – в форме будущего времени.
Спортсмен бежит по спортивной дорожке.
Спортсмен бежал по спортивной дорожке.
Спортсмен будет бежать по спортивной дорожке.
163
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Укажите время глаголов.
наст. вр.
Лежит кувшинка на листке,
Как на плоту упругом.
прош. вр.
И по|плыла бы по реке
К задумчивым подругам,
Да вот беда — привязан плот.
буд.
вр.
Он никуда не по|плывёт.
Е. Серова
- Выделите в глаголах приставки.
164
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тип текста.
ж.р.
м.р.
Трава красиво пестрела цветами. В воздухе стоял чудный
ср.р.
аромат душистых трав. С неба глядело ласковое
летнее
ср.р.
солнышко. Оно обливало ярким светом и лес, и траву, и журчавшую
в осоке речку, и далёкие горы.
Д. Мамин-Сибиряк
- Укажите род глаголов прошедшего времени.
Это текст-описание.
165
- Прочитайте. Образуйте от данных глаголов все формы прошедшего времени единственного и множественного числа.
Сверкать, сверкал[ ], сверкал[а], сверкал[о],
сверкал[и].
Шуметь, шумел[ ], шумел[а], шумел[о], шумел[и].
- Выделите окончания глаголов.
166
- Прочитайте. Составьте и запишите нераспространённые предложения, употребляя глаголы из скобок в прошедшем времени.
Огонь вспыхнул.
Мышь пробежала.
Небо посветлело.
Картофель сварился.
167
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
За ножку, как за ручку
ср.р.
Z Прошли дожди, тропинки в поле развезло. Небо тоже не
ср.р.
радовало — серое. Ни облаков, ни света.
м.р.
Z И вдруг мы увидели чудо. По асфальту бежал жук.
Совсем не красавец, величиной с ноготь на мизинце. Но за
м.р.
лапку жука, за левую заднюю, — держался ещё один жучок, с треть ногтя…
ж.р.
Z Дело у них было скорое, а дорогу преграждала палка.
Жучки побежали вдоль палки, поднырнули и — в траву.
м.р. м.р.
Z Серый день тотчас стал прекрасным — чудом одарил!
Не видели мы раньше жуков, которые ходили бы вот так. Словно в детский сад торопились.
В. Бахревский
- Объясните, почему автор использовал в тексте глаголы только прошедшего времени.
Автор использовал в тексте глаголы прошедшего времени, потому что рассказывает о событиях, которые уже произошли.
- Подчеркните глаголы во множественном числе. Над глаголами в единственном числе укажите род.
- Выделите в тексте четыре части. Отделите их знаком Z. Озаглавьте каждую часть. Запишите заголовки.
1. После дождя.
2. Чудо.
3. Преграда на пути.
4. Прекрасный день.