1. Составь план рассказа.
1. «В одном болоте на кочке под ивой вывелись дикие кряковые утята»
2. «Трёх из них я взял себе на воспитание»
3. «Пришло время, вывелись наши утята»
4. «Сосвистались, сплылись, радостно приняла их в свою семью Дуся»
5. «Мы всех их собрали в одну высокую корзинку и оставили ночевать в тёплой кухне, возле плиты»
6. «Как же мог такой-то воин перелезть стену корзинки высотой сантиметров в тридцать?»
7. «На полу вместе с Дусей бегал утёнок с перевязанной лапкой»
8. «Тогда я задумал посмотреть, каким же способом этот «изобретатель» решает труднейшую задачу»
9. «Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину»
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
10. «А первого утёнка, проложившего путь для других, мои дети так и прозвали Изобретателем»
2. Понаблюдай, как рождается образ птицы в рассказе М. Пришвин.
1) Прозвище птицы (о чем говорит)
Утенок ростом с небольшой огурец; воин; утенок как мышь; Изобретатель.
Сначала «воин» сказано с иронией, но потом утенок заслуживает прозвище «Изобретатель».
2) Ее поступки, поведение (выпиши из текста)
С ней рядом бегал один утёнок, очень беспокоился и непрерывно свистел.
Все утята спали в тепле под матерью, только один, с перевязанной лапкой, вылез и по перьям матери, как по кирпичикам, взбирался вверх, к ней на спину. … По её спине утёнок, как мышь, пробежал до края — и кувырк вниз!
3) Характер птицы (выпиши и подбери свои слова)
Первопроходец, лидер, настойчивый, упорный, изобретательный
4) Отношение автора к птице
Автор сначала с иронией относится к маленькому утенку, а потом восхищается его сообразительностью и настойчивостью. Ему нравится характер маленького утенка.
3. Прочитай отрывок из записей в дневнике М. Пришвина. Подчеркни самое главное.
Главное: чудесное наше искусство слова.
4. Запиши кратко основные мысли статьи С, Маршака о М, Пришвине.
М. Пришвин по праву занимает выдающееся место в русской литературе. Творчество Пришвина построено на такой силе жизни, что мир вокруг перестает казаться будничным. Он нашел свой собственный писательский стиль. До последних своих дней он сумел сохранить свежесть чувств и душу художника. Язык в книгах Пришвина так же причудлив, богат и одухотворён, как и открытая им природа. То, что было по-настоящему живым, никогда не станет мёртвым.
Пример живости и наполненности языка писателя:
«Весь день большая сборная утиная семья плавала на прудике, и весь день Пиковая Дама, распушённая, сердитая, квохтала, ворчала, копала ногой червей на берегу, старалась привлечь червями утят и квохтала им о том, что уж очень-то много червей, таких хороших червей!»
5. Прочитай, как М. Пришвин понимал слова «родина», «отечество». Вставь пропущенные слова.
Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.
Я стою и расту – я растение.
Я стою, и расту, и хожу – я животное.
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек.
Человек отличается от растения и животного способностью мыслить. Человеку недостаточно удовлетворить животные желания, нам необходимо удовлетворить потребности души. Все живое родилось в природе, и именно природа – наша первая родина.