Писатель Алексей Николаевич Толстой занимался переводом сказки итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» и так увлекся идеей, что на ее основе создал свою историю, которая довольно далеко ушла от исходного сюжета. В оригинале, по словам Алексея Николаевича, много морализаторства, а ему хотелось, чтобы книга была более веселая и непредсказуемая. Повесть-сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» была написана в 1935 году, сразу же стала печататься по частям в газете «Пионерская правда», а вскоре вышла отдельным изданием. Сказку иллюстрировали художники:
Аминодав Каневский
Виктор Григорьев и Кира Полякова
Михаил Скобелев
Александр кошкин
Леонид Владимирский
Анатолий Елисеев
Аминадав Моисеевич Каневский (1898-1976) — российский художник-иллюстратор, график. С 12 лет подрабатывал помощником фотографа, посыльным, подсобным рабочим; выпиливал и раскрашивал фигурки из фанеры для кустаря-игрушечника. Участвовал в Первой мировой войне. Учился графике во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Публиковался в журналах «Пионер» и «Даёшь», газете «Комсомольская правда», в сатирическом журнале «Крокодил».
Автор иллюстраций к детским книгам «Золотой ключик» А. Н. Толстого, «Мойдодыр» К. И. Чуковского, к произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя, В. В. Маяковского, а также карикатур и сатирических плакатов. В 1937 году создал ставший известным в СССР образ Мурзилки — жёлтого пушистого персонажа в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. Телеграмм канал
В 1943 году Аминадав Каневский создал иллюстрации к сказке «Золотой ключик» в чёрно-белом исполнении, а в 1950 году выполнил цветной вариант акварелью. В 1956 году вышел также набор открыток «Золотой ключик» с иллюстрациями художника.
Виктор Михайлович Григорьев (1903-1982) — художник, иллюстратор. В детстве обучался в художественной студии города Сапожок Рязанской области. Затем учился в ленинградской школе живописи и рисования. В 20-е годы Григорьев был художником и режиссером-постановщиком первых мультипликационных фильмов. Позже рисовал карикатуры для газет и журналов.
В соавторстве со своей женой, художником Кирой Поляковой, им было проиллюстрировано много популярных детских книг — «Приключения Незнайки и его товарищей» Н. Носова, «Золотой ключик» А. Толстого, «Приключения Барвинка» Б. Чалого и другие. Художники много лет сотрудничали с украинским журналом «Барвинок».
Кира Борисовна Григорьева, урождённая Полякова (1917-1989) — художник-иллюстратор. Училась в Таллинском высшем художественном училище. В 1949 году познакомилась со своим будущим мужем и соавтором, художником Виктором Григорьевым. Вместе они проиллюстрировали множество детских книг.
Михаил Александрович Скобелев (1930-2006) — график, художник-иллюстратор. Учился в Московском полиграфическом институте и на художественном факультете ВГИКа. Работал художником-постановщиком в театре «Современник», на киностудии «Союзмультфильм», в журналах «Крокодил», «Юность», «Мурзилка» и «Веселые картинки». Проиллюстрировал более 200 книг для детей. Работы Михаила Скобелева находятся в музеях России, в частных собраниях в России, США, Израиле и Франции.
Александр Арнольдович Кошкин (род. 1952) — московский художник и иллюстратор. Его дипломным проектом по окончании факультета графики МГХИ были иллюстрации к сказке Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иллюстрирует книги с 70-х годов прошлого века. Среди них — «Городок в табакерке» Одоевского, «Золотой ключик» Толстого, «Три сестры» Антона Чехова. Художник высказал мысль о том, что и театр, и кино вышли из иллюстрации: «… что такое кино? Это ожившая книжная иллюстрация».
Леонид Викторович Владимирский (1920-2015) — график и иллюстратор. Родился в Москве. После Великой отечественной войны окончил ВГИК. Его дипломным проектом было создание первого в истории института кинематографистов диафильма, благодаря которому он сразу получил приглашение от студии «Диафильм», где стал главным художником.
Среди работ художника — иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», повести Юрия Олеши «Три толстяка», «Приключениям Петрушки» М. А. Фадеевой и А. И. Смирнова, «Путешествию Голубой стрелы» Дж. Родари, сборнику Русские сказки, к «Приключениям Незнайки и его друзей» Н. Носова.
Особую популярность Леониду Викторовичу принесло оформление Сказки Алексея Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» и цикла повестей А.М. Волкова об Изумрудном городе. В 1953 году художник создал для диафильма «Приключения Буратино» образ деревянного героя в полосатом колпачке, ставший общеизвестным и считающийся и сегодня классическим. Через три года вышла книга «Приключения Буратино» с иллюстрациями Владимирского. После этого художник посвятил себя иллюстрированию детской литературы.
Анатолий Михайлович Елисеев (род. 1930) — художник, график, мастер книжной иллюстрации, актер. В 1952 году окончил Московский полиграфический институт и занялся книжной иллюстрацией; сотрудничал с популярными детскими журналами «Мурзилкой» и «Веселыми картинками», создавал эскизы для театра; рисовал карикатуры для юмористического журнала «Крокодил».
Сказка про Буратино стала необыкновенно популярной. Алексей Толстой написал также пьесу «Золотой ключик» для Центрального детского театра по просьбе его основателя Наталии Сац. А по пьесе написал сценарий одноименного фильма. Сказка была переведена на многие другие языки мира и постоянно переиздается.