Home » русский язык » Слово и его значение (упр. 28-37) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Слово и его значение (упр. 28-37) Канакина Русский язык. 2 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

28

Прочитайте. Объясните, как вы поняли смысл каждого предложения.

Любой язык состоит из слов.
Русский язык богат словами.

Что все языки мира состоят из слов, которые вместе превращаются в словосочетания и предложения.
В нашем языке очень много слов. Все, что нас окружает, мы можем назвать словом. В нашем языке очень много многозначных слов, поэтому иностранным гражданам очень трудно дается наш язык для изучения.

  • Скажите, где можно узнать, сколько слов в русском языке.

В толковом словаре можно узнать сколько слов в русском языке. Большой Академический словарь насчитывает 131 257 слов. Словарь В. И. Даля – более 200 тысяч слов.

29

Прочитайте. Что вы представили, читая слова? Нарисуйте к любому слову иллюстрацию.

Игрушка
Цветок
Ягода

К слову игрушка можно нарисовать: куклу, машину, конструктор и прочее.
К слову цветок: роза, василек, ромашка.
К слову ягода: малина, смородина, вишня, клубника.

• Одинаковые или разные рисунки получились у вас и у ваших одноклассников? Почему?

Рисунки получатся разные, так как каждый человек будет рисовать то, что ему ближе по смыслу или наиболее любимые предметы. Девочки скорее всего нарисуют куклу или цветок, мальчики нарисуют машину или любимого робота.

• Составьте предложение по любому рисунку. Запишите его.
Моя любимая игрушка – это пожарная машина.
Я очень люблю лето, потому что летом растет моя любимая ягода – клубника.
Из ромашек получаются очень красивые венки.

30

Прочитайте. Разделите слова на три группы в зависимости от значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы слов и запишите его.

Ёрш, ры́жик, щу́ка, ро́за, а́стра, опя́та.

Рисунок 1. Записываем: роза, астра. Общее название — цветы.
Рисунок 2. Записываем: ёрш, щука. Общее название — рыбы.
Рисунок 3. Записываем: рыжик, опята. Общее название — грибы.

31

Прочитайте. Дополните каждую группу слов другими словами.

Деревья: береза,
Кусты: смородина,
Тра́вы: щавель,

Деревья: берёза, осина, липа, яблоня, вишня, ель, сосна.
Кусты: смородина, малина, крыжовник.
Травы: щавель, крапива, укроп, петрушка.

• Подберите общее название для всех этих слов.

Общее название для деревьев, кустов и трав – растения.

Составьте предложение с любым словом. Запишите его.

Мое любимое варенье из малины.
Бабушка любит добавлять в чай лист смородины.
Очень высокая берёза растет под моим окном.

32

Прочитайте. Поставьте в конце предложений пропущенные знаки препинания.

  • Кто вы?
  • Мы лисички,
    Дружные сестрички.
    Ну, а вы-то кто же?
  • Мы лисички тоже!
  • Как, с одной-то лапкой?
  • Нет, еще – со шляпкой!

• Объясните значение каждого из выделенных слов. Составьте свои предложения с данными словами. Запишите их.

Лисички – это лесные животные, имеющие рыжую окраску шерсти.
Лисички – это лесные грибы. Имеют также рыжий цвет, за что, видимо, и получили свое название.

Гуляя в лесу, мы набрели на поляну полную лисичек.
Я видел этим летом лисичек в зоопарке.

33

Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие их значениям.

  1. Неядовитая змея.
  2. Перелетная птица с чёрным блестящим оперением.
  3. Место, где ты родился и вырос.
  4. Инструмент для копания земли.

Ответ:

  1. Уж
  2. Грач
  3. Родина
  4. Лопата

34

Прочитайте.

  • Мои часы ушли вперёд, —
    Сказала тётя Маша.
  • Ой! Убежало молоко! –
    Сказала тётя Груня.
    А. Шибаев

• Объясните написание выделенных букв.

Часы. Правило: ча-ща пиши с буквой «а».
Маша. Груня. Это имена собственные, всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы.
Молоко. –оло-, -оро- пишутся с буквой «о»

• Подчеркните многозначные слова. Составьте предложение с одним из этих слов в другом значении. Запишите его.

Подчеркнуть: ушли, убежало.

Предложения на выбор.
Костя нас обогнал и ушел вперед.
Маша взяла деньги и убежала за мороженым.

35

Рассмотрите рисунки. Какие многозначные слова они иллюстрируют? Сделайте ещё один рисунок к любому другому многозначному слову и подпишите его.

На рисунках ручки: ручка от двери и пишущая ручка. Обводим слово ручка.
Молнии: молния, как явление природы. Молния, как застёжка для одежды. Подписываем слово молния.
Рисуем лист, как лист бумаги и как лист с дерева. Подписываем слово лист.

• Подпишите каждый рисунок. Составьте предложение по любому рисунку.
Подписываем. Ручка. Лист. Молния.
Предложения:
И желтый лист упал с дерева.
Молния сверкала в небе.

36

Прочитайте. Объясните значение каждого словосочетания.

Хрустальная ваза. Хрустальная вода.
Туча пыли. Грозовая туча.
Хмурый день. Хмурый взгляд.
Играть в футбол. Играть с огнем.
Ответ:
Хрустальная ваза — ваза, сделанная из хрусталя.
Хрустальная вода — очень прозрачная и чистая вода, как материал хрусталь.
Туча пыли — много пыли.
Грозовая туча — явление природы.
Хмурый день — пасмурная, ненастная погода.
Хмурый взгляд — недовольный, сердитый взгляд.
Играть в футбол — играть с мячом по правилам.
Играть с огнем — рисковать.

• В каких словосочетаниях выделенные слова употреблены в переносном значении? Подчеркните эти слова.

Хрустальная вода.
Туча пыли.
Хмурый день.
Играть с огнем.

• Составьте предложение с любым словосочетанием. Запишите его.

На нас надвигалась грозовая туча. Мы с друзьями сегодня играли в футбол.

37

Прочитайте. Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?

Спали в поле перепёлки.
Ветерок уснул в лесах.
Золотистые, как пчёлки,
Звёзды плыли в небесах.
А. Усачёв

Подчеркнуть: уснул, плыли

• Спишите третье предложение. Подчеркните в нём сказуемое.

Золотистые, как пчёлки, звёзды плыли в небесах.

Подчеркнуть слово плыли

Назад к содержанию


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *