Home » русский язык » Род имён существительных (упр 39-48) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Род имён существительных (упр 39-48) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

39

Прочитайте. Запишите, какого рода будет имя существительное, если его заменить одним из данных местоимений.

Она: ж.р. (бабочка)
Он: м.р. (вертолёт)
Оно: с.р. (солнце)

  • В скобках запишите имена существительные указанного рода.

40

  •  Прочитайте. Распределите имена существительные по родам и запишите их в три группы.

М.р.: магази́н[ ], журáвль[ ], автóбус[ ], комбáйн[ ], гвоздь[ ];
Ж.р.: лéстниц[а], лóшадь[ ], скамéйк[а], мóлни[я], вермишéль[ ];
Ср.р.: чýвств[о], полотéнц[е], зéркал[о], варéнь[е], сообщéни[е].

  • Обозначьте в словах ударение. Выделите окончания имён существительных.
  • Поработайте в парах: проверьте друг у друга правильность распределения имён существительных по родам.

41

  •  Прочитайте.

            м.р.                     ж.р.
Под кустом сидит лягушечка,
                                    ж.р.
Ровно каменна игрушечка,
                                 ср.р.
Ровно малый сундучишко —
                                      ж.р.
Сверху вскинутая крышечка.

Н. Матвеева

  • Какие сравнения выбирает автор, описывая лягушку? Понравились ли они вам? Подчеркните сравнения.
  • Укажите род имён существительных.
  • Как образовались имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?

Имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением образовались при помощи суффиксов.

42

  •  Прочитайте.

Мы все в любое врéмя гóда
Всегда везде мужского рóда:
Огóнь, олéнь, портфéль, вратáрь,
Роя́ль, картóфель, календáрь,
Туннéль, апрéль и госудáрь.

Ну что ж! А мы наоборот.
Мы признаём лишь женский род:
Ладóнь, кровáть, метéль и боль,
Моркóвь, тетрáдь, печáть и соль,
Любóвь, свирéль, печáль и роль.

  • Обозначьте в именах существительных ударение, подчеркните изученные орфограммы.

43

  •  Прочитайте. Назовите басню.

                     м.р.      м.р.        ж.р.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
                   ж.р.       м.р.
Везти с поклажей воз взялись.

И. Крылов

Басня И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

  • Спишите предложение. Подчеркните изученные орфограммы.
  • Определите род имён существительных.

44

  •  Прочитайте. Обозначьте в словах ударение

Óчень дáже неплохá
Э’та сáмая ухá.
Óкунь, ёрш, пескáрь, уклéйка —
Полезáй в ухý скорéй-ка!
А за ними — лук, картóшка,
Соль и пéрчика немнóжко.

Н. Кнушевицкая

  • Подчеркните имена существительные мужского рода.

45

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

                      м.р.                           ср.р.
Жареный картофель, новое пианино,
                    м.р.                          ср.р.
яичный шампунь, широкое шоссе,
                    м.р.                    ср.р.
стальной рельс, вкусное какао,
                    м.р.                   м.р.
красивый тюль, чёрный кофе,
                        ж.р.                      ср.р.
известная фамилия, русское имя,
                       ж.р.                         м.р.
маленькая мышь, красный помидор.

  • Что обозначает словосочетание чёрный кофе?

Кофе без молока кажется чёрным.

  • Определите по имени прилагательному род имени существительного в каждом словосочетании.
  • Подчеркните неизменяемые имена существительные.
  • Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.

У бабушки на кухне висит красивый тюль в горошек.

46

  •  Прочитайте вопросы. Укажите род имён существительных.

                              ж.р.             ср.р.
1. Что больше: Луна или Солнце?
                         ж.р.           м.р.
2. Что выше: гора или холм?
                               м.р.           ср.р.
3. Что меньше: океан или море?
                          м.р.            ж.р.
4. Что шире: ручей или река?

  • Поработайте в парах: составьте ответы на вопросы. Запишите ответы на любые два вопроса.

Солнце больше, чем Луна. Гора выше, чем холм. Море меньше, чем океан. Река шире, чем ручей.

47

  •  Прочитайте слова. Как определить их род?

Лежебока, неряха, забияка, ябеда, невежа.

Эти имена существительные употребляются в речи и как существительные женского рода, и как существительные мужского рода. Если речь идёт о лицах женского пола, то это имя существительное будет женского рода. Если речь идёт о лицах мужского пола, то это имя существительное будет мужского рода.

  • Запишите данные имена существительные соответственно их лексическим значениям:

1. Невоспитанный человек (невежа).
2. Лентяй, бездельник (лежебока).
3. Зачинщик ссор и драк (забияка).
4. Тот, кто постоянно жалуется на всех (ябеда).
5. Неаккуратный, неопрятный человек (неряха).

48

Прочитайте. Подчеркните лишнее слово в каждой строке. Объясните свой выбор.

1. Письмецо, ущелье, грязнуля, имя.
2. Дружба, умница, лилия, фамилия.
3. Тополь, дедушка, плакса, бегемот.

Лишние слова могут быть как женского, так и мужского рода.

Назад к содержанию


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *