Прочитай рассказ И. Тургенева «Воробей» про себя, определи, сколько времени тебе понадобилось для чтения.
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Пометка для родителей: В рассказе 197 слов. Считается, что в начале 4 класса скорость чтения до 74 слов в минуту соответствует оценке «3», 75-84 – оценке «4», свыше 85 слов в минуту – оценке «5». Это ориентировочные цифры можно использовать для самооценки скорости чтения. Если на чтение текста ушло более 3 минут– ориентировочно это оценка «3», текст прочитан за 2 минуты 40 секунд – до 3 минут – оценка «4», менее 2 минут 40 секунд – оценка «5».
Ответь на вопросы, выполни задания.
Назови героев произведения. Запиши, кто они.
Автор – охотник, собака охотника Трезор, птенец – молодой воробей, выпавший из гнезда, старый воробей – отец птенца.
Какое реальное событие легло в основу произведения? Запиши кратко.
Тургенев шел с со своей охотничьей собакой по аллее сада и увидел, как воробей защищает своего выпавшего из гнезда птенца от собаки.
Почему именно это событие было интересно рассказчику? Обсуди с другом и запиши ответ.
Тургенева поразила самоотверженность маленькой птицы, ее любовь к своему потомству оказалась сильнее страха перед огромным псом, сильнее инстинкта самосохранения и страха смерти.
Перечитай текст и определи, сколько в нем частей. Составь план к данному повествованию.
В рассказе И. Тургенева 3 части.
План:
1. Охотник и собака встречают молодого воробья, выпавшего из гнезда.
2. Старый воробей бросается спасать птенца.
3. Автор отгоняет собаку и восхищается смелым поступком воробья.
Внимательно перечитай описание маленького воробьишки. Выпиши эпитеты (точные образные выражения), которые помогают его представить.
Молодой, едва прораставшие крылышки.
Запиши, какие чувства вызывает у тебя маленький воробей.
Мне очень жалко маленького воробьишку, мне он нравится, я боюсь, что пес растерзает его, мне хочется его защитить, отогнать собаку.
Составь текст-описание о нем, используя слова автора.
Молодой воробей – птенец был еще с пухом на голове, с желтизной около клюва. Воробей был испуган сильным ветром и своим падением. Он сидел неподвижно и не знал, что делать. Беспомощный птенец растопырил свои маленькие едва прораставшие крылышки, еще не способные ко взрослому полету.
Сравни поведение собаки (уменьшила свои шаги и начала красться, медленно приближалась, остановился, попятился, признал эту силу) и воробья (сорвавшись с близкого дерева, камнем упал, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два, ринулся спасать, заслонил собой свое детище, маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, замирал, жертвовал собою). Какие глаголы помогают лучше понять состояние героев произведения? Запишите их.
Собака начала красться…. попятился. Старый воробей: упал камнем, трепетало от ужаса, охрип, замирал.
Какие эпитеты помогают автору создать образ воробья? Придумай свои эпитеты. Запиши.
Старый черногрудый воробей – взъерошенный, искаженный, отчаянный и жалкий, маленький, героический.
Воробей испуганный, охрипший, замирающий, трепещущий, смелый, отчаянный, самоотверженный.
Почему произведение называется «Воробей»? Обсуди с другом. Придумайте другое название.
Название «Воробей» выражает главную мысль рассказа: маленький воробей совершил героический поступок, спасая птенца. Другое название: «Смелость».
Отметь в тексте, какой момент является главным в развитии действия. Какие чувства он вызывает? Запиши.
Главный момент в рассказе – воробей заслонил собой птенца. Стало страшно за птенца и воробья, жалко их, хочется защитить и отогнать собаку, возникло чувство восхищения поступком воробья.
Как описан «поединок» воробья и собаки? Можно ли считать его состоявшимся? Кто и почему вышел из него победителем?
Поединок состоялся: воробей показал свою смелость и решительность, а пес Трезор попятился и смутился, признал силу воробья. Победитель – храбрый воробей.
Какие слова и почему повторяются дважды?
Сила, смерть и любовь. Эти слова повторяются, чтобы поднять их значимость, сконцентрировать внимание читателей на их значении, в них кроется основной смысл рассказа: любовь сильнее смерти.
Определи главную мысль произведения. Запиши ее, используя слова из текста.
Главная мысль рассказа «Воробей»: любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Как ты понимаешь слова автора: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти»? Запиши свои мысли.
Любовь, страх за жизнь близкого, желание помочь – эти чувства заставляют забыть о своем благополучии, о страхах за свою жизнь. Любовь – главное чувство в жизнь, оно перекрывает страх смерти, благодаря ему совершаются добрые поступки, «держится и движется жизнь».