153
Прочитайте выразительно.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит.
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
А. Хайт
- Какое из выделенных слов имеет значение:
1) местность, окружающее пространство;
окрестность
- 2) место, участок земной поверхности.
местность
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
- Поработайте в парах: подготовьтесь объяснить написание подчёркнутых орфограмм.
прелестный – прелесть, солнце – солнышко, празднично – празден, местность – место, окрестность – окрест, сердца – сердечный.
154
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
доблестный, честный день, площадка
звёздное, праздничный поступок, небо
лестничная, прелестный цветок, воин
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Образуйте словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного. Запишите их:
Доблестный воин, честный поступок, звёздное небо, праздничный день, лестничная площадка, прелестный цветок.
- Разберите выделенные слова по составу.
Доблестный – корень доблест-, суффикс /н\, окончание [ый].
Звёздное – корень звёзд-, суффикс /н\, окончание [ое].
Площадка – корень площад-, суффикс /к\, окончание [а].
Цветок – корень цвет-, суффикс /ок\, окончание [ ].
155
- Прочитайте. Определите, в каких словах есть непроизносимый согласный звук.
ПозДний, чудесный, опасный, месТность, интересный, уздцы, извесТный, сердце, вкусный, яросТный, капусТный, свисТнуть, прекрасный.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
- Подберите к каждому слову проверочное слово, которое ясно покажет, есть в слове непроизносимый согласный звук или его нет.
(Опоздать) поздний, (чудесен) чудесный, (опасен) опасный, (место) местность, (интересен) интересный, (узда) уздцы, (известие) известный, (сердечный) сердце, (вкусен) вкусный, (ярость) яростный, (капуста) капустный, (свистеть) свистнуть, (прекрасен) прекрасный.
156
- Прочитайте.
грусть – грусТный
небеса – небесный
область – обласТной
честь – чесТный
гигант – гиганТский
власть – власТный
счастье – счасТливый
звезда – звёзДный
радость – радосТный
ужас – ужасный
- Подберите к каждому слову и запишите однокоренное имя прилагательное.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
157
- Прочитайте. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо запомнить.
Здрáвствуйте, лéстница, чýвство.
- Запишите слова в алфавитном порядке. Обозначьте в них ударение.
158
- Прочитайте. Замените каждое словосочетание одним словом. Запишите его.
Издать свист- – свист-нуть, издать хруст- – хруст-нуть.
- Выделите корень в однокоренных словах.
159
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.
- Выполните одно из заданий:
1. Определите, в какие группы по написанию можно распределить данные слова.
Парный по глухости/звонкости согласный: чертёЖ, реДкостный, лепесТки, сковороДка, таблеТка, повесТка, шоколаДка, бумаЖка, скриПка, винтоВка, гвозДь.
Непроизносимый согласный: редкосТный, чуВствовать, лесТница, окресТность, хлесТнуть, зависТливый, месТность, учасТник, ненасТный, жалосТливый.
2. Подчеркните в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук в корне слов.
Чертёж, редкостный, чувствовать, лепестки, лестница, сковородка, окрестность, таблетка, повестка, хлестнуть, шоколадка, бумажка, завистливый, местность, участник, скрипка, ненастный, жалостливый, винтовка, гвоздь.
3. Выпишите выделенные слова, разберите их по составу.
Редкостный – корень редк-, суффикс /ост\ и /н\, окончание [ый].
Шоколадка – корень шоколад-, суффикс /к\, окончание [а].
Жалостливый – корень жалост-, суффикс /лив\, окончание [ый].
160
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст. Запишите заголовок.
Лесное озеро
Это было тихое лесное озеро. По берегам
его стояли дубы-великаны. Деревья охраняли водную гладь
озера.
У самой воды рос тростник. Возле него любили отдыхать
утки, а на берегу жили мыши. Только иногда они нарушали лесную
тишину, и тогда тростник сердился на них и ворчливо
шумел.
Жили на озере и чудесные лебеди. Они
медленно плавали вдали от камышей. Лебеди любовались белой
лилией, низко склоняли перед ней головы.
Н. Сидоров
- Подчеркните в третьем предложении главные члены предложения.
У самой воды рос тростник. Тростник – подлежащее, рос – сказуемое.
- Поработайте в парах: проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задания.
- Устно составьте продолжение данного текста. Подготовьтесь его рассказать.
При появлении первых признаков зимы озёрная гладь покрывалась тонким льдом, а белые птицы улетали на тёплый юг. Лишь один лебедь с подбитым крылом не мог этого сделать. Зимой о нём заботились ребята. Их белый друг с тоской смотрел то на небо, то на лесное озеро, где когда-то лебеди любовались прекрасной белой лилией.