Главная » русский язык » Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (упр 142-152) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (упр 142-152) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

142

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Вымостила осень
листьями дорогу,
в глушь уходят лоси,
лёг медведь в берлогу.

В. Харитонов

  • Докажите, что это сложное предложение. Подчеркните грамматические основы в его частях.

Это предложение сложное, потому что в нём три грамматические основы.

Осень – подлежащее, вымостила – сказуемое; лоси – подлежащее, уходят – сказуемое; медведь – подлежащее, лёг – сказуемое.

  • Спишите предложение. Подчеркните в словах орфограммы на изученное правило.

Вымостила осень лисТьями дорогу, в глуШь уходят лоси, лёг медвеДь в берлогу.

143

  •  Прочитайте. Какая буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, пропущена в каждом из слов?

ЛоДка (лодочка), ромаШка (ромашечка), перескаЗ (пересказы), ковШ (ковши), этаЖ (этажи), кроВ (кровельные), нахоДка (находочка), кроваТка (кроваточка), кактуС (кактусы), спраВка (справочка), лифТёр (лифт), штраФ (штрафы), чернослиВ (черносливы), мясоруБка (мясорубочка), укроП (укропа), коГти (коготок), хлебороБ (хлеборобы), скорлуПка (скорлупа), лоКти (локоток).

  • Вставьте пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
  • Выделите в сложных словах корни.

-Черн-о-слив-, -мяс-о-руб-ка, –хлеб-о-роб-.

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

144

  •  Прочитайте. Подчеркните в скобках букву, которую надо выбрать для правильного написания слова. Рядом с каждым словом запишите проверочное.

Гла(т, Д)кий – гладенький;   ро(Б, п)кий – робеть;
сколь(с, З)кий – скользить;   хоро(ж, Ш) – хороший;
гру(п, Б) – грубый;                 ре(с, З)кий – резок;
мя(Г, к)кий – мягок;                 ло(ф, В)кий – ловок;
све(ш, Ж) – свежий;               вежли(ф, В) – вежливый.

145

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. О каком лýке идёт речь?

Я от боли плакал редко,
Но от лука – столько раз!
Лук стреляет очень метко:
И не в бровь, а прямо в глаз.

Г. Глушнёв

В стихотворении идёт речь о репчатом луке.

  • Прочитайте выделенное выражение. Объясните его значение.

То есть очень метко.

146

  •  Прочитайте. Сравните произношение и написание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком в корне.

Про[з’]ба, просить, просьба.
Моло[д’]ба, молотить, молотьба.
Ко[з’]ба, косить, косьба.

  • Что обозначают данные слова? Подберите и запишите проверочные слова для каждого слова.

Просьба – вежливое обращение к кому-либо, призывающее сделать что-либо.
Молотьба – время, когда молотят.
Косьба – уборка травы, хлебных злаков.

147

  •  Произнесите слова. Обозначьте в скобках звук, который вы слышите в данных словах. Объясните, какой буквой надо обозначить этот звук в каждом слове. Запишите само слово и проверочное к нему.

Слышу:             Проверяю:               Пишу:
верё[ф]ка         верёвочка              верёвка
селё[т]ка          селёдочка              селёдка  
сала[с]ки          салазочки              салазки
доро[ш]ка       дороженька          дорожка
улы[п]ка          улыбочка                улыбка
лё[х]кий           легонько                 лёгкий

148

  • Прочитайте.

Дождь, кофта, кувшин, гвоздь, футбол, здоровье, вторник, груздь, лифтёр.

  • Объясните, почему написание выделенных орфограмм в данных словах надо запомнить.

Написание выделенных орфограмм нужно запомнить, потому что нельзя подобрать проверочные слова.

  • Запишите слова в алфавитном порядке.

Вторник, гвоздь, груздь, дождь, здоровье, кофта, кувшин, лифтёр, футбол.

149

  •  Прочитайте. Поработайте в парах: обсудите, какие орфограммы есть в каждом слове. Подчеркните орфограммы.

плоД – плоДы      траВка – траВа
чаСчаСы            площаДка – площаДь
вёЗ – веЗу             чиЖ – чиЖи

150

  •  Прочитайте. Подберите к каждому слову однокоренное слово с суффиксом -к-. Запишите.

Голова – головка, борода – бородка,
берёза – берёзка, дорога – дорожка,
морковь – морковка, голубь – голубка.

  • Подчеркните проверяемые орфограммы.

151

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Котичек-коток – серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр; лапки бархатные, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинные, шубка шёлковая.
Ласкается кот, глазки закрывает, песенку поёт, а попалась мышка – не прогневайся! Глазки большие, лапки как стальные, зубки кривые, когти выпускные!

К. Ушинский

  • Докажите, что вы правильно выполнили задание.

Коток – кóтик, лобóк – лоб, ласков – ласковый, хитёр – хи́трый, лапки – лапочки, ноготóк – нóготь, ушки – уши, чутки – чуток, шубка – шуба, ласкается – лáска, глазки – глаза, поёт – пой, мышка – мышонок, большие – бóльше, стальные – сталь, зубки – зубы, когти – коготки.

152

Прочитайте. Продолжите звуко-буквенный разбор слова герб.

Герб – [герп] – 1 слог
г [г’] – согл., звонк. парн., мягк. парн.
е [э] – гласн., ударн.
р [р] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
б [п] – согл., глух. парн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *