133
Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах.
М. Лермонтов
- Что обозначает выделенное словосочетание?
Очень быстро, с огромной скоростью.
- Выпишите слова с пропущенными буквами. Перед каждым словом запишите проверочное.
(Вóлны) по волнáм, (нéбо, небéсный) небесáх, (оди́н) одинокий, (принёс) несётся, (пáрус) на парусáх.
134
- Прочитайте. Подчеркните проверяемую орфограмму в корне каждого слова. Перед проверяемым словом запишите проверочное.
дол – доли́на соль – солёный
крáсный – краснотá смéлый – смельчáк
лёд – ледянóй тень – тени́стый
встáнет – встаёт цвет – цветёт
весёлый – вéсело ти́хо – тихóнько
- Составьте и запишите предложение с любым словом.
После солнечного ожога краснота спала лишь к вечеру.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
135
- Прочитайте загадку. Запишите отгадку
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
(Коза)
- Выпишите 4 слова с безударным гласным звуком в корне. Рядом запишите проверочное слово.
С бородóй – бóроды, борóдка; стари́к – стáрый; с рогáми – рог; плетёт – плёл.
136
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах корень. Рядом запишите проверочные слова. Обозначьте в словах ударение.
Полос-á, пóлос-ы, полóс-ка.
Холод-á, хóлод-, холóд-ный.
Сторон-á, стóрон-ы, сторóн-ка.
Стебел-ёк, стéбель-, стебéль-чатый.
Зелен-éть, зéлень-, зелён-ый.
Вечер-éет, вéчер-, вечéр-ний.
Голов-á, гóлов-ы, голóв-ушка.
Колос-óк, кóлос-, колóсь-я.
- Составьте и запишите предложение с любым словом.
Одна голова хорошо, а две – лучше.
137
- Прочитайте. Рядом с каждым словом запишите однокоренное слово с безударным гласным звуком в корне.
Звон- – звон-и́ть стон- – стон-áть
скрип- –
скрип-éть шаг- – шаг-áть
треск- –
треск-у́чий писк- – пищ-áть
снег- – снеж-и́нка даль- – дал-ёкий
- Выделите в словах корень.
138
- Запишите по алфавиту слова-названия нарисованных предметов.
Воробей, карандаш, лопата, лягушка, морковь, орех, ракета, сапог, тетрадь, яблоко.
- Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
139
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите и запишите по два однокоренных слова к каждому из данных слов.
Горох, горошек, гороховый.
Земляника, земляничка, земляничный.
Осина, осинка, осиновый.
Ракета, ракетчик, ракетный.
140
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Озаглавьте текст и запишите заголовок.
Листопад
В лесу тихо. Безветренно. А с ближ-айшего ко мне клёна так и сыплются жёлтые листь-я. Что за чудеса? Подхожу ближ-е. По веткам дерева бежит белка. Это она устроила лист-опад.
Г. Куликова
- Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень. Какое слово в каждой паре однокоренных слов будет проверочным для другого? Подчеркните его.
141
- Прочитайте загадку М. Пожаровой и отгадайте её. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадку.
Есть у меня работники,
во всём помочь охотники
день и ночь со мной:
целый десяток
верных ребяток. (Пальцы)
- Объясните значение выделенного слова. Назовите омоним к этому слову и его значение.
Охотники – то есть с большой охотой хотят помочь.
Омоним: охотники – люди, которые охотятся на зверей и птиц.