Урок 60.
1. Сейчас ты прочитаешь рассказ Л.Н. Толстого, который называется «Косточка». Твои мысли, предположения?
Я думаю, что речь в рассказе пойдет косточке какого-то фрукта или растения. Возможно, из-за этой косточки произойдут события, о которых будет рассказывать главный герой.
2. Ответь на вопросы. Выполни задания.
Все ли просто и понятно в рассказе? Да.
Кто главный герой рассказа? Мальчик Ваня.
Какой он? Маленький, наивный, бесхитростный, совестливый.
Как ты к нему относишься? Я не осуждаю Ваню, потому что он показан маленьким и наивным мальчиком, которому очень хотелось съесть сливу, хотя ему очень стыдно за то, что он съел ее тайком.
Раздели текст на части. Озаглавь их.
Мама купила сливы
Ваня не удержался и съел сливу
«Не съел ли кто-нибудь одну сливу?»
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Отец рассказал о возможной «беде»
Ваня случайно проговорился
Какая часть главная? Та, в которой Ваня , краснея, говорит, что ничего не ел.
Как автор относится к главному герою? Он видит в нем наивного, не умеющего врать, ребенка, который не смог удержаться перед вкусной сливой, а теперь вынужден скрывать это.
Чему учит эта история? Лучше быть честным и не скрывать правды – рано или поздно правда все равно выйдет наружу.
3. Проведи диалог с автором через текст. Записывай выводы, мысли.
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет» Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «нет, я не ел» Тогда отец сказал: «… Я этого боюсь» Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко» И все засмеялись, а Ваня заплакал. | Сливы в семье были редким лакомством, которое можно себе позволить не каждый день Для маленького Вани это в новинку, сливы кажутся ему чем-то незнакомым и очень притягательным. Конечно же, он хочет скорей попробовать новое лакомство. Маленькому Ване не терпелось попробовать сливы, но он знал, что не может попробовать до обеда. Желание съесть сливу сначала оказалось сильнее стыда и угрызений совести. Скорее всего, он даже не смог насладиться вкусом, так как боялся и волновался. Семья редко могла позволить себе купить сливы. Скорее всего, мать, отец и другие дети уже знали, кто съел эту сливу и решили мягко проучить Ваню, как самого младшего. Ване стыдно, но он боится, что его обман раскроют (он не подозревает, что его семья уже в курсе событий). Отец не хочет обвинять маленького Ваню, он хочет, чтобы мальчик сам понял, что поступил нехорошо. Ребенок по-настоящему испугался и простодушно сказал правду, так как в нем нет хитрости. Вся семья знала, что сливу съел самый младший Ваня, поэтому они хотели преподать ему урок. А Ваня от напряжения и страха, что его обман раскроют, сильно переживал, а теперь получил урок на всю жизнь, что правду говорить легко и приятно. |
1. Ответь на вопросы. Выполни задания повторно.
Все ли просто и понятно в рассказе? Да, но есть над чем задуматься.
Кто главный герой рассказа? Маленький мальчик Ваня.
Какой он? Наивный, бесхитростный, совестливый.
Как ты к нему относишься? Я не осуждаю Ваню, потому что он показан маленьким и наивным мальчиком, которому очень хотелось съесть сливу, хотя ему очень стыдно за то, что он съел ее тайком. Теперь он получил урок на всю жизнь, что тайное становится явным.
Раздели текст на две части. Какое действие Вани служит границей между частями.
1. Ваня съедает сливу
2. За столом Ваня случайно выдает свою тайну
Границей служит реплика Вани, что он не ел сливу.
Какая часть главная? Можно ли обойтись без другой?
На мой взгляд, вторая часть главная, но обе части важны.
Как автор относится к главному герою? Понимает.
Чему учит эта история? Лучше быть честным и не скрывать правды – рано или поздно правда все равно выйдет наружу. А еще эта история учит тому, как можно мягко и правильно показать ребенку, что он не прав, – как это сделал отец семьи.
2. Сравни варианты ответов.
Изменилось ли твое понимание текста? Да, стало полнее и глубже.
Что ты открыл в тексте заново? Я открыла, как родители смогли показать Ване, что он поступил неправильно.
Почему не смог сразу найти точные ответы? Запуталась в переживаниях героя.
Интересно ли читать, проводя диалог? Да.
Умеешь ли ты самостоятельно вести диалог с автором? Умею.
Важно ли это? Важно.
3. Оцени свою работу: что удалось, а что нет.
Я думаю, мне удалось раскрыть замысел автора в этом произведении. После чтения с вопросами автору я смогла увидеть, что происходит не только с главным героем, но и с второстепенными персонажами. Я поняла, что произошло на самом деле и сделала новые для себя выводы – что можно показать человеку его неправоту не в лицо, а мягко преподать урок.