49
Прочитайте. Спишите стихотворение.
м.р.
Дремлет чуткий камыш.
ж.р. ср.р.
Тишь, безлюдье вокруг.
ж.р.
Чуть приметна тропинка росистая.
И. Никитин
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Определите род имён существительных.
50
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Ночь зимой — как чёрный кот,
День — как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
П. Соловьёва
- Подчеркните сравнения.
- Объясните, какую “работу” выполняет мягкий знак в словах стихотворения.
Мягкий знак на конце существительных женского рода после шипящих показывает, что эти имена существительные женского рода: ночь, мышь.
Мягкий знак указывает на мягкость предшествующего согласного звука: не сдержать, прилетать.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Раздельный мягкий знак: ручьёв, воробьёв.
51
- Прочитайте. Впишите пропущенные слова из слов для справок.
м.р. м.р.
На крючок попался лещ.
ж.р.
Вы не пробовали? Вещь!
м.р.
А позднее клюнул ёрш.
м.р.
Был он колкий, словно ёж.
м.р. м.р.
Скину плащ и нож сложу.
ж.р. ж.р.
Рыбу маме покажу.
М. Грозовский
- Прочитайте выделенное предложение. Когда так говорят? Укажите род имён существительных.
«Вещь!» —так говорят, когда хотят выразить признание важности, ценности, качественности чего-либо.
52
- Прочитайте. Замените каждое слово синонимом с шипящим звуком на конце. Запишите.
м.р. м.р.
Доктор – врач,
ж.р. ж.р.
неправда – ложь,
м.р. м.р.
друг – товарищ,
м.р. м.р.
родник – ключ,
ж.р. ж.р.
сила – мощь,
ср.р. ж.р.
безветрие – тишь.
М. Грозовский
- Проверьте по словарю синонимов учебника правильность написания слов.
- Определите род имён существительных.
- Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкий непарный шипящий согласный звук.
53
- Прочитайте. Впишите в слова пропущенные буквы.
м.р. м.р.
м.р. м.р.
обруч багаж шалаш плащ
ж.р. м.р.
ж.р. ж.р.
речь пейзаж роскошь помощь
м.р. ж.р. ж.р. м.р.
кирпич молодёжь брошь борщ
ж.р. ж.р.
ж.р. ж.р.
дочь рожь мышь вещь
- Укажите род имён существительных.
- Поработайте в парах: проверьте друг у друга, как вы выполнили задания.
54
- Прочитайте.
Помощник – помощь, пейзажист – пейзаж, мощность – мощь, сторожка – сторож, печка – печь, брошка – брошь, ёжик – ёж.
- Подберите к каждому слову однокоренное имя существительное, которое состоит из корня и нулевого окончания. Запишите эти слова.
55
- Прочитайте. Как вы поняли первое предложение?
Рожь наливается. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин)
Рожь наливается – спеет.
- Подчеркните в словах изученные орфограммы.
- Назовите распространённое предложение. Выпишите из него словосочетания.
По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь.
Ложится (куда?) на рожь, ложится (чем?) лучами, ложится (когда?) по вечерам, лучами (какими?) косыми.
56
- Прочитайте.
[ноч’] – ночь ложь – [лош’]
[грач’] – грач дичь – [дич’]
[р’эч’] – речь чиж –
[ч’иш]
[т’иш] – тишь мяч –
[м’ач’]
- Выполните одно из заданий:
1. Замените звуковые обозначения слов буквенными.
2. Замените буквенные записи слов звуковыми обозначениями. - Устно составьте предложение с любым словом.
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
57
- Поработайте в парах: рассмотрите рисунки. Назовите сказки.
“Лиса и волк”, В. Одоевский “Мороз Иванович”.
- Составьте по любому рисунку текст. Запишите несколько предложений из составленного текста.
Вступила зима в свои владения. Мороз Иванович прикрыл молодую зелень снежным одеялом. Окна в домах разрисовал узорами. Деревья в праздничные одежды принарядил.
58
Подберите имена существительные с такими признаками.
Максим – сущ., одуш., собств., м.р., ед.ч.
Волга – сущ., неодуш., собств., ж.р., ед.ч.