Упр. 58. Прочитайте отрывок из стихотворения Л. Медведева «Наоборот».
В лесу, где все наоборот,
Сердитый КЛОВ живет,
И с аппетитом НИГЫТПОТ
Там дикий мед жует…
Вверху на дереве АКЛЕБ,
Под деревом ИЖЕ,
ТОРК земляной, который слеп,
Ходы ведет уже…
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Поработайте в парах: обсудите, является ли каждое выделенное сочетание букв словом.
Сочетания букв словами не является, в них слова зашифрованы.
- Прочитайте выделенные сочетания букв наоборот. Запишите получившиеся слова.
Волк, топтыгин, белка, ежи, крот.
Упр. 59. Прочитайте.
Древние греки назвали этот цветок по имени богини радуги Ириды. Радуга рассыпалась на мелкие осколки – вот и зацвели ирисы. У ириса плоские, как мечи, листья, поэтому немцы называют его меч-лилия, а русские за красоту дали нежное название касатик.
- Подчеркните слова-названия цветка.
- Объясните, почему так названы цветы: одуванчик, колокольчик, гвоздика.
Одуванчик – от слова «дуть». Если подуть на созревший одуванчик, то разлетятся его семена с белыми зонтиками.
Колокольчик так назван, потому что имеет форму колокола.
Гвоздика так названа, потому что цветок формой напоминает гвоздь.
Упр. 60. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Метель, иней, работа, заря.
Молоток, трактор, топор, лопата.
Комната, квартира, библиотека, горизонт.
- Сравните слова в каждом столбике по лексическому значению. Подчеркните лишние слова.
- Подберите к выделенным словам имена существительные, обозначающие профессии людей. Запишите слова-названия профессий.
Рабочий, тракторист, библиотекарь.
Упр. 61. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Урожай, урожай!
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный красный помидор!
Пробежишься огородом –
Съешь морковку мимоходом.
Е. Трутнева
- Что обозначает выделенное слово?
Слово мимоходом означает по пути, проходя мимо.
- Подчеркните названия плодов огородных растений. Запишите другие слова-названия огородных растений и плодов этих растений.
Капуста, свекла, фасоль, салат, редис.
Упр. 62. Прочитайте. Впишите в пустые клетки слова, соответствующие данным значениям.
- Шестой день недели. Суббота.
- Инструмент для труда. Лопата.
- Зимний месяц. Февраль.
- Домашнее животное. Собака.
- Слово благодарности. Спасибо.
- Утренняя еда. Завтрак.
- Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.
Упр. 63. Прочитайте. Как вы поняли стихотворение?
И вот сентябрь! Замедляя свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Е. Баратынский
Наступила осень, дни становятся короче. Солнце светит, но уже не греет. Погода переменчивая.
- Подчеркните слова, которые в современном русском языке уже не употребляются, но заменены другими словами.
Упр. 64. Прочитайте задания из журнала «Мурзилка». Узнайте слово по его лексическому значению или лексическое значение данного слова. Подчеркните правильный ответ.
1. Тонкая пластина с вырезом для большого пальца, на которой смешивают краски, – (пюпитр, подмалевок, палитра). 2. Подземные галереи, коридоры – (карикатура, каламбуры, катакомбы). 3. Кифара – это (древнегреческий музыкальный инструмент, старинный сосуд для вина, мазь для струнных инструментов).
Упр. 65. Прочитайте.
1. Хлеб убирают комбайнами. 2. Осень листьями, словно золотом, дорогу устилает. 3. Тучи комаров кружились над нами. 4. Часы спешат. 5. Вдали виднелся хвост поезда. 6. В зале после спектакля раздался гром аплодисментов.
- Подчеркните многозначные слова. Какие из них употреблены в переносном значении?
В переносном значении употреблены слова: хлеб, тучи, спешат, хвост, гром.
- Составьте и запишите предложение, в котором многозначное слово было бы употреблено в прямом, основном значении.
Собака поджала хвост и убежала.
Упр. 66. Прочитайте. Соедините линиями синонимы, а потом антонимы.
Синонимы: липкий – клейкий, говорить – болтать, водитель – шофер, сиреневый – лиловый, сторожить – охранять, вежливый – учтивый.
Антонимы: подъем – спуск, храбрость – трусость, смеяться – плакать, восток – запад, безделье – труд, ранний – поздний (подчеркнуть букву д).
- Подчеркните в выделенных словах изученные орфограммы.
- Составьте и запишите предложение с каждым словом любой пары синонимов или антонимов.
Когда люди счастливы, они смеются, но иногда от счастья плачут.
Упр. 67. Прочитайте. Подберите к каждому слову синоним из орфографического словаря.
Дети – малыши, азбука – букварь, узор – рисунок, воин – солдат, холод – стужа, скоро – быстро, луна – месяц, папа – отец, друг – товарищ, путь – дорога.
- Запишите. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Упр. 68. Прочитайте. Подчеркните слова из скобок, которые не являются синонимами к выделенным словам.
Красивый (прекрасный, сказочный, пригожий).
Душистый (пахучий, ароматный, душевный).
Поучение (наставление, наказание, назидание).
Думать (размышлять, объяснять, мыслить).
Друг (товарищ, знакомый, приятель).
- Составьте и запишите предложение с любым словом.
У меня есть много приятелей, но только один близкий друг.
Упр. 69. Прочитайте. Подберите к каждому слову антоним из орфографического словаря.
До свидания – здравствуйте, юг – север, плохо – хорошо, запад – восток, белый – черный, завтрак – ужин, прежде – после.
- Запишите антонимы. Подчеркните в словах изученные орфограммы.
Упр. 70. Прочитайте.
Мы сражаться стали,
В ход пустили шашки,
Шашки не из стали,
Мы играли в шашки.
Я. Козловский
- Подчеркните в предложениях омонимы. Объясните, что обозначают эти слова.
Стали – начали (играть) и стали – металла.
Шашки – оружие и шашки – игра.
- Запишите звуками выделенное слово.
- [хот]
- Какая игра у вас самая любимая? Подготовьтесь рассказать, как вы в нее играете.
Упр. 71. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
1. Ласка – это зверек. Ласка – проявление нежного чувства. 2. Пеночка – это пенка на молоке и название птицы. 3. Как – это повар на корабле и вихор на голове. 4. Бокс – это вид спорта и название стрижки волос. 5. Лук – это огородное растение и оружие для стрельбы. 6. Ключ – это родник и инструмент для отпирания двери.
Слова для справок: кок, ласка, лук, пеночка, ключ, бокс.
Упр. 72. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова из слов для справок.
1. Тракторный завод и завод для часов. 2. День жаркий, но чай горячий. 3. Осенний месяц и на небе ясный месяц. 4. Город древний, а дедушка старый. 5. Молоток тяжелый, а пух легкий. 6. Волос каштановый, а карандаш коричневый. 7. В руках острая коса, а на голове русая коса.
Слова для справок: старый, жаркий, каштановый, древний, горячий, коричневый, тяжелый, месяц, завод, коса, легкий, месяц, завод, коса.
Упр. 73. Прочитайте.
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
Я. Аким
- Подчеркните строчки, в которых слово нос входит в устойчивое сочетание слов. Объясните смысл этих выражений (фразеологизмов).
Совать нос не в свои дела – проявлять любопытство.
Клевать носом – сильно хотеть спать, засыпать на ходу.
- Составьте и запишите предложение, употребив в нем любое из этих устойчивых сочетаний.
Мне не нравятся люди, которые суют нос в чужие дела.
Упр. 74. Прочитайте. Соедините линией устойчивые сочетания слов и их толкования.
Зарубить на носу – запомнить.
Пропустить мимо ушей – прослушать.
Путаться под ногами – мешать.
Ни свет ни заря – очень рано.
С гулькин нос – очень мало.
- Составьте и запишите предложение, употребив в нем один из данных фразеологизмов.
Мама встала ни свет, ни заря, чтобы приготовить нам вкусный завтрак.
Упр. 75. Прочитайте. Впишите пропущенные фразеологизмы.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чем же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
А. Арсирий
Слова для справок: повесил нос, баклуши бил, сквозь землю провалиться, до корней волос.