Home » русский язык » Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? (упр. 52 – 57)

Как отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами? (упр. 52 – 57)

Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Упр.52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы и запятые.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

 Пожелтел орешник и зарделись клёны.

З. Федоровская

  • Какая из данных схем подойдет к первому предложению и почему? Обведите номер этой схемы в кружок.

К первому предложению подойдет схема №2.

Упр. 53. Прочитайте. Вставьте, где нужно, пропущенные запятые. Подчеркните основу (или основы) каждого предложения.

1. Скоро лес поредел, ветки обнажились, а земля под ним покрылась разноцветными листьями. (В. Бианки) 2. В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными (К. Паустовский)  3. Взлетел с проталинки жаворонок, запел, зазвенел серебряным бубенчиком. (Э. Шим) 4. В августе солнце греет, а вода холодеет.

*Правильное сказуемое в предложении №2 «оставались зелеными», но в 4 классе этого не проходили.

  • Найдите лишнее предложение. По каким признакам вы его определили? Обведите номер этого предложения в кружок.

Лишнее предложение №3. Оно простое с однородными сказуемыми, а остальные предложения сложные.

Упр. 54. Прочитайте.

Кот Базилио и лиса Алиса

Мы не грабим, не воруем,

Не шалим, не озоруем.

Жить мы учим простаков,

Чудаков и добряков.

А за выучку за эту

Мы берем у них монету.

В. Берестов

  • Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните основы предложений.

Упр. 55. Прочитайте. Назовите сказку. Кому адресовано объяснение Лисы?

Лиса села на хвост, облизнулась:

—  Я тебе сейчас объясню. В Стране Дураков есть волшебное поле – поле чудес. На этом поле выкопай ямку, скажи три раза: «Крекс, фекс, пекс!», положи в ямку золотой, засыпь землей сверху, посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое деревцо, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты. Понятно?

А. Толстой

  • Поставьте, где нужно, запятые.
  • Найдите и спишите сложное предложение. Выделите в нем грамматические основы.

Наутро из ямки вырастет небольшое деревцо, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты.

Упр. 56. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

[2] Стояла осень на дворе, и ветер дул сырой (С. Маршак)

[1] Каштанка съела много, но не наелась. (А. Чехов)

[2] Туча по небу идет, бочка по морю плывет. (А. Пушкин)

[1] Я шел зимою вдоль болота в галошах, в шляпе и в очках. (Д. Хармс)

[2] Небо над головой было очень светлое, а к горизонту оно густело, и цвет его напоминал свинец. (К. Паустовский)

  • Распределите предложения в две группы. Перед предложениями с однородными членами (в квадратиках) поставьте цифру 1, перед сложными предложениями – цифру 2.

Упр. 57. Прочитайте народную песенку. Вставьте в предложение пропущенные глаголы, а в слова пропущенные буквы.

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

Слова для справок: стряхивает, несет, плывет, помахивает.

  • Определите, какое это предложение: простое или сложное. Расставьте пропущенные запятые.

Это простое предложение с однородными членами.

  • Выделите в любых трех именах существительных значимые части слова

Назад к содержанию


Leave a comment

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *