Урок 12
1. Прочитай славянскую азбуку-кириллицу. Найди среди этих букв 14, которые за тысячу лет ушли из нашего алфавита, подчеркни их. Сравни оставшиеся буквы с современным алфавитом. Какие новые буквы в него вошли?
В современном алфавите также есть «й», «э» и «ё».
2. Запиши свой вывод о том, почему некоторые буквы так и не прижились в русской азбуке. Для вывода воспользуйся следующей информацией.
Некоторые буквы так и не прижились в русской азбуке, так как совпадали по звуковому значению (еры и ер, пси, кси, пси, ферт и фита, есть и и (е). Также было достаточно сложно запомнить, как пишется та или иная буква. Особенно сложно приходилось детям-школьникам, которым тяжело давалось запоминания сложных символов. Со временем эти буквы перестали использоваться в азбуке и тем самым облегчили и ускорили её обучение.
3. Для перевода церковных книг просветителям Кириллу и Мефодию пришлось создать много новых слов, которых не было в разговорной речи. Для этого они использовали существующие корни. Попробуй определить, из каких слов были составлены новые сложные слова:
Благодать – дать благо
Благословение – благое слово
Благодарность – дарить благо
Благоразумие – благой разум
Благочестие – благая честь
Благородство – благой род
Какие из этих слов ты употребляешь в речи? Почеркни их. Составь сложные по составу и смыслу слова из таких слов:
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Добро и делать – добродетельный
Добро и нрав – добронравный
Добро и душа – добродушный
4. Благодаря Кириллу и Мефодию славянская речь научилась быть строгой, чистой, правильной. Попробуй «перевести» на разговорный русский язык пословицу.
Устами младенца глаголит истина. – Слова ребенка несут правду. / Ртом ребенка говорит правда.