71
Прочитайте. Подберите и запишите слова данных частей речи.
Имя существительное: телефон, книга, тарелка.
Имя прилагательное: школьный, волшебный, горячий.
Глагол: спать, пишет, хлопают.
Местоимение: его, они, меня.
72
- Прочитайте небылицу. Вставьте пропущенные буквы.
По(пр.) поднебесью(сущ.), братцы(сущ.), медведь(сущ.) летит(гл.),
Медведь(сущ.) летит(гл.), хвостом(сущ.) вертит(гл.),
Ушками(сущ.), лапками(сущ.) помахивает(гл.).
Во(пр.) когтях(сущ.) несёт(гл.) он(мест.) коровушку(сущ.),
Чёрно-пёструю(прил.) да(союз) белохвостую(прил.).
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Выделенное слово является союзом. А какими частями речи являются другие слова?
- Подчеркните одушевлённые имена существительные.
Братцы, медведь, коровушку.
73
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах ударение.
Праздник, орех, альбом, понедельник, заря, погода, трактор, чёрный, пшеница, сорока, рисунок.
- Найдите лишнее слово. Укажите, какой частью речи оно является.
Лишнее слово – чёрный (имя прилагательное).
74
- Прочитайте. Выберите нужные буквы из скобок.
В деревне Бурьян
Возле города Мышкин
Жил Кошкин Иван
В деревянном домишке.
И письма Ивану
Носил почтальон
На Сонную улицу
В спальный район.
И. Стожкова
- Впишите в слова пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
В деревне (словарное слово), Бурьян (имя собственное – название деревни), города (словарное слово), Мышкин (имя собственное) , жил (сочетание жи-ши с и), Кошкин (имя собственное), Иван (имя собственное), в деревянном (дерево, деревья), домишке (дом), письма (разделительный ь), Ивану (имя собственное), на Сонную (имя собственное), спальный (нарицательное).
- Найдите в первом предложении и подчеркните имена существительные неодушевлённые собственные.
Бурьян, Мышкин.
- Найдите в последнем предложении и подчеркните имя существительное одушевлённое нарицательное.
Почтальон.
75
- Прочитайте. Назовите птицу. Запишите её название как заголовок.
Снегирь
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – чёрные. Спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.
- Определите тип текста. Подчеркните имена прилагательные.
Текст-описание.
- Какова роль имён прилагательных в данном тексте?
Прилагательные помогают описать птицу подробнее.
76
- Прочитайте. Составьте словосочетания из данных имён существительных и подходящих по смыслу имён прилагательных. Впишите пропущенные буквы.
Румяное яблоко, единственный товарищ, трескучий мороз, теплый ветер, старая картина, садовая лопата, сельская дорога, воздушное облако.
- Составьте и запишите предложение с любым словосочетанием.
На берегу моря отдыхающих обдувал тёплый ветер.
77
- Прочитайте. Определите главную мысль стихотворных строк поэта А. Усачёва.
Заповедь повара
Сам кашу заварил –
Самому и пробовать:
Сам её пересолил–
Самому расхлёбывать.
Дело тут не в миске с кашей –
Тут рецепт всей жизни нашей!
Главная мысль – нужно уметь брать ответственность за последствия своих поступков.
- Прочитайте выделенные словосочетания. Объясните их смысл.
Заварить
кашу – затеять какое-либо неприятное, хлопотливое дело; своими действиями
создать сложную, неприятную ситуацию.
Самому расхлёбывать –
справляться с последствиями своих или чьих-либо необдуманных, неверных
действий.
- Подчеркните глаголы. Выпишите их. Перед каждым глаголом запишите вопрос, на который он отвечает.
(Что сделал?) заварил, (что делать?) пробовать, (что сделал?) пересолил, (что делать?) расхлёбывать.
78
- Прочитайте. Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
На(пр.) травинке(сущ.) греют(гл.) спинки(сущ.) золотые(прил.) паучки(сущ.).
Е. Благинина
- Подчеркните главные члены предложения. Выпишите словосочетания.
Золотые паучки, греют спинки, греют на травинке.
79
- Замените числа именами числительными и запишите их с подходящими по смыслу именами существительными.
Четыре утёнка, пять метров, семь дней, шесть уроков, восемь стульев.
80
Поработайте в парах: кто быстрее расшифрует слова? Запишите слова.
100лица 40а 3буна 7я с3ж
Столица, сорока, трибуна, семья, стриж.
- Составьте и запишите предложение с одним из полученных слов.
Белобокая сорока важно сидела на крыльце подъезда.