Главная » русский язык » Три склонения имен существительных (упр. 126-133)

Три склонения имен существительных (упр. 126-133)

Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Упр. 126. Прочитайте стихотворение В. Орлова.

Зимняя бахрома

На сосне и на березе

Бахрома:

Белой пряжей (Т. п.)

Их запутала зима (И. п.).

И оставила

Распутывать весне (Д. п.)

Эту пряжу (В. п.) на березе

И сосне.

  • Подготовьтесь доказать, что все имена существительные в стихотворении 1-го склонения.

Сосна, береза, бахрома, пряжа, зима, весна –  у всех этих слов (И. п.) окончание  . Значит это имена существительные 1-го склонения.

  • Укажите падеж выделенных имен существительных.

Упр. 127. Прочитайте. Образуйте от каждого слова однокоренное имя существительное 1-го склонения.

Добрый – доброта, тихий – тишина, белый – белизна, находить – находка, мечтать – мечта, работать – работа.

  • Запишите имена существительные. Выделите корень в однокоренных словах.

Упр. 128. Прочитайте считалку. Найдите имена существительные 1-го и 2-го склонения. Укажите над ними склонение.

Солнце (2 скл.) и луна (1 скл.),

Ветер (2 скл.) и волна (1 скл.),

Вода (1 скл.) и огонь (2 скл.).

Тёплая ладонь

К замку (2 скл.) прикоснется,

Замок отомкнётся,

Раздастся звон (2 скл.).

Ты выйдешь вон!

И. Токмакова

Упр. 129. Прочитайте. Распределите слова в группы по склонениям. Запишите слова. Укажите в кружках склонение.

Дед, дядя, дядюшка, сын, сынишка, дедушка, Коля, Николай, Миша, Михаил.

1 скл: дядя, дядюшка, сынишка, дедушка, Коля, Миша.

2 скл: дед, сын,Николай, Михаил.

Упр. 130. Прочитайте. Объясните, как вы поняли название стихотворения.

Июль в именах существительных

Жара. Пшеница. Пыль. Полынь.

Стрекозы. Небо. Птица. Синь.

Дорога. Солнце. Ветер. Даль.

Миг. Трепет. Облако. Печаль.

А. Абалихин

Все стихотворение, описывающее июль, состоит из имен существительных.

  • Найдите и подчеркните имена существительные 3-го склонения. Укажите склонение других имен существительных.

Жара (1 скл.), пшеница (1 скл.), стрекоза (1 скл.), небо (2 скл.),  птица (1 скл.), дорога (1 скл.), солнце (2 скл.), ветер (2 скл.), миг (2 скл.), трепет (2 скл.), облако (2 скл.).

Упр. 131. Прочитайте. Распределите слова в группы по склонениям. Запишите слова. Укажите в кружках склонение.

Печь, ёлка, тишь, ладошка, печка, ель, тишина, ноченька, ладонь, кроватка, кровать, ночь.

1 скл: ёлка, ладошка, печка, тишина, ноченька, кроватка.

3 скл: печь,тишь, ель, ладонь, кровать, ночь.

Упр. 132. Прочитайте. Запишите имена существительные в форме единственного числа. Укажите склонение. Подчеркните изученные орфограммы.

Мыши, врачи, грачи, печи, карандаши, ночи, вещи, плащи, стрижи, броши.

Мышь (3 скл.), врач (2 скл.), грач (2 скл.), карандаш (2 скл.), ночь (3 скл.), вещь (3 скл.), плащ (2 скл.), стриж (2 скл.), брошь (3 скл.).

Упр. 133. Прочитайте. Распределите имена существительные в три группы по склонениям. Запишите слова группами.

Скатерть, тополь, беседа, дядя, корабль, мебель, юноша, молоко, автомобиль, сирень, морковь, коллекция, рожь, календарь, растение, обувь, рояль, деревня, совесть, дружба.

1-е скл.: беседа, дядя, юноша, коллекция, деревня, дружба. Машина, картина, красота.

2-е скл.: тополь, корабль, молоко, автомобиль, календарь, растение, рояль. Клад, солнце, торт.

3-е скл.: скатерть, мебель, сирень, морковь, рожь, обувь, совесть. Мышь, дичь, степь.

  • Допишите в каждую группу еще по три имени существительных данного, склонения.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы.
  • Составьте и запишите предложение с любым именем существительным.

Зацвела белая сирень.

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *