1. Допиши определение.
Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
2. Подумай и запиши, зачем тебе нужно уметь читать карту.
Не выходя из дома, я смогу попасть в любой уголок земли, если буду уметь читать карту. Я смогу узнать много нового о различных странах. Я смогу находить различные интересные места, прокладывать к ним маршруты.
3. Практическая работа «Учимся читать карту». Цель работы: освоить приёмы чтения карты. Оборудование: у одного из работающих в паре учебник открыт на с. 90—91, у другого — на с. 94—95. Ход работы:
1) Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на этой карте.

2) Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:

3) С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Вместо Российская Федерация можно писать сокращенно РФ.
Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): цель достигнута, я изучил основные приемы чтения карты.
4. Карта — богатый источник информации. С помощью карты в учебнике выполни задания.
Вариант 1. Допиши названия.
Северный Ледовитый океан
Восточно-Европейская равнина
Баренцево море
Уральские горы
Западно-Сибирская равнина
Чёрное море
Кавказские горы
Охотское море
Тихий океан
Вариант 2. Определи и напиши, что здесь перечислено.
а) Дон, Обь, Лена, Индигирка — это реки
б) Курск, Салехард, Чита, Магадан, Волгоград — это города
Вариант 3. Приведи примеры (2—3 в каждом пункте).
Ниже представлен список крупнейших островов и полуостровов России.
а) Острова: Сахалин, Новая Земля, Новосибирские острова, Северная Земля, Курильские острова, Земля Франца-Иосифа, Командорские острова
б) Полуострова: Чукотский, Кольский, Ямал, Гыданский, Камчатка, Таймыр.
Подумай, в чём различие между островами и полуостровами. Объясни (устно).
Вариант 4. Найди на карте реку Волгу. Выпиши названия городов, которые стоят на Волге.
Саратов, Самара, Казань, Волгоград, Астрахань, Нижний Новгород