Home » русский язык » Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (упр 187-195) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (упр 187-195) Канакина Русский язык. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

187

Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Вышло вот какое дело:
Моль тюленью шубу съела.
На дворе трещит мороз,
А тюлень и гол, и бос.

  • Выпишите слово с разделительным твёрдым знаком, подберите к нему однокоренные слова, но с другими приставками. Запишите эти слова.

Съела — поела, наелась, переела, объелась.

188

  •  Прочитайте. Измените слова или подберите к ним однокоренные слова так, чтобы в них был разделительный мягкий или разделительный твёрдый знак. Запишите.

Соловьи, счастье, в|ъехать, варенье, с|ъёжиться (от холода), колосья, об|ъяснить, с|ъесть, веселье.

  • Выполните одно из заданий:
    1. Подчеркните одной чертой мягкий разделительный знак (ь), двумя чертами твёрдый разделительный знак (ъ).
    2. Выделите приставку в словах с твёрдым разделительным знаком.

189

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы в слова.

1. К стройке подъехал подъёмный кран. 2. Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз? 3. Съёмка фильма уже началась. 4. Как съёжился снегирь от стужи! 5. Мухомор — несъедобный гриб.

190

  •  Поработайте в парах: обсудите, какими звуками различаются пары слов.

      ел — сел                съел — сел
[й’эл] — [с’эл]         [сй’эл] — [с’эл]

  • Скажите, одинаковое ли количество звуков и букв в слове СЪЕЛ. Произнесите по порядку все звуки в этом слове и дайте характеристику каждому звуку.

съел — [сй’эл] 1 слог
с [с] — согл., глух. парн., твёрд. парн.
ъ [-]
е [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
   [э] — гласн. ударн.
л [л] — согл., звонк. непарн., твёрд. парн.
4 б., 4 зв.

191

  •  Подберите и запишите слова, в которых есть такие знаки:

а) мягкий знак, обозначающий мягкость предшествующего согласного звука:

полька, лань, конь, шесть, маленький;

б) мягкий разделительный знак:

вьюга, семья, колье, ожерелье, жильё;

в) твёрдый разделительный знак:

изъять, подъезд, разъяснить, съехать, разъярённый.

192

  •  Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Крутой подъём, разъярённый бык, объяснить теорему, взъерошенный воробей, подъёмный кран, съедобный пирожок, подъехать к дому, объявить войну.

  • Составьте и запишите словосочетания с данными словами.
  • Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточкой для переноса.

взъеро-шен-ный, съедоб-ный

193

  •  Прочитайте. Объясните смысл этих выражений.

Без костей и рыбки не съешь. (Это значит, что в любом деле есть сложности, которые нужно учитывать и преодолевать)
Знает кошка, чьё мясо съела. (Понимает, что виноват)
Съесть не могу, а оставить жаль. (Жадина никому ничего не отдаст, даже если ему самому эта вещь не нужна)

  • Объясните, какую работу выполняют в словах выделенные буквы. Спишите одно из выражений.

Выделенные буквы — это разделительные Ь и Ъ, они отделяют согласные от гласных. В слове «жаль» мягкий знак — это показатель мягкости согласного.

Без костей и рыбки не съешь.

194

  •  Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Воскресенье, объявление, с радостью, ученики третьего класса, сбор у подъезда школы, приехали, лесное раздолье, зимняя сказка, серебристый иней, пушистый снег, птичьи следы, удивительный зверёк, разъехались, полны веселья.

195

  • Рассмотрите рисунок. Составьте по рисунку текст. Можете употребить в тексте слова из упр. 194.
  • Озаглавьте текст. Запишите заголовок и составленный текст.

Зимняя сказка

На первом уроке учительница объявила ребятам, что в воскресенье они пойдут на прогулку в лес. Ученики третьего класса с радостью загудели, начали задавать кучу вопросов о предстоящем событии.

Ранним воскресным утром двадцать пять детей уже стояли у школьного крыльца. Кто-то был с лыжами, кто-то взял рюкзачок с перекусом. Вместе с учительницей они отправились наслаждаться зимней сказкой.

Лес был удивительно красив! Солнышко играло искрами на пушистом снегу, могучие деревья приветливо раскинули тяжёлые ветки, освобождая ребятам тропинку. Повсюду были видны маленькие птичьи следы, дети повесили на сосну заранее сделанный скворечник и накрошили туда хлеб.

Ученики получили огромное удовольствие и уговорили учительницу повторить прогулку на следующие выходные.

Назад к содержанию


Leave a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *