- Произведения П.П.Бажова являются сказками. Найди в толковом словаре значение слова «сказ». Запиши его.
Сказ – вид литературно-художественного повествования, подражающий фольклорным произведениям стилем, специфической интонацией и стилизацией речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи.
2. Выпиши из текста слова, значения которых тебе неизвестны. Найди в дополнительных источниках значения этих слов.
- Пособник – хороший помощник
- Голбчик – голбец, приступок у русской печи в крестьянской избе
- Подаренка – подарок
- Душной – плохо, дурно пахнущий
- Балаган – легкая временная, дощатая постройка, подставка
- Статочное – возможный
- Хризолиты – полудрагоценный камень, который используется для изготовления ювелирных изделий.
3. Напиши текст-описание козлика Серебряное копытце.
Козленок Серебряное копытце – небольшое животное белого цвета с тонкими ножками и маленькой головкой. Ростом козлик не выше стола, на голове у него красиво ветвятся рожки, которые делятся на пять веточек. Шерсть зимой серая, а летом буренькая. Ест козлик зелёную травку и листики, а когда становится холодно, то сено из стожков подъедает. На правой передней ножке у необычного козлика серебряное копытце. Где стукнет он этим копытцем, в том месте появляются драгоценные камни. Один разок тихонько стукнет – появится из-под копытца один камешек, два топнет – несколько камней, а где станет сильно бить ножкой, драгоценных камней появляется целая груда.
Если ты любишь рисовать, то изобрази Серебряное копытце на альбомном листе.
4. Сравни сказ П.П.Бажова с рассказами и сказками по вопросам.
- Есть ли автор у произведения?
- Где происходит действие?
- Есть ли рассказчик?
- Каковы герои произведения (вымышленные, реальные, волшебные)?
- Каковы события сказа (реальные или вымышленные)?
- Есть ли волшебные предметы или помощники?
- Есть ли повторы?
Найди черты сходства и различия. Заполни таблицу.
- Автор есть
- Действие происходит в лесу
- Да, рассказчик есть
- Реальные
- Вымышленные
- Да, волшебный козлик
- Повторов нет
Черты | Рассказ | Сказка |
Сходства | Есть автор и рассказчик | Вымышленные события |
Различия | В рассказе более реальные события | Нет повторов и зачина |
5. Составь характеристику героя произведения.
Вариант 1 – Коковани
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
Вариант 2 – Даренки
Вариант 1 – Кокованя.
Кокованя – одинокий старик, большой да бородатый, веселый, ласковый, добрый, мудрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, понимает животных и птиц, ценит красоту, охотник, летом пески промывает, золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает, мастер сказки сказывать. Он добродушный и умный человек. Кокованя решил помочь девочке, потому что ей плохо жилось у чужих людей.
Вариант 2 – Даренка.
Девочка – шестилетняя сирота, носишко пуговкой, маленькая, любопытная, смышленая, веселая, ласковая, смелая, трудолюбивая, Любит природу, животных, ценит красоту. Она прибирала в избе, похлебку да кашу варила, кукле платье шила. Девочка обожала слушать сказки, которые ей рассказывал дед Кокованя.
6. Найди в Интернете мультфильм «Серебряное копытце» («Союзмультфильм» 1977 год) и посмотри его. Сравни описание козлика в тексте и его изображение в мультфильме. Удалось ли художникам правильно создать образ, придуманный П.Бажовым? Как снят мультфильм: по мотивам произведения или близко к тексту? Обрати внимание на изображение природы Уральского края осенью и зимой.
Художникам удалось правильно создать образы, придуманные П.Бажовым. Мультфильм снят близко к тексту.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Тихомирова. К учебнику Климановой, Горецкого. Ответы