Главная » русский язык » Неопределённая форма глагола (упр. 93-99)

Неопределённая форма глагола (упр. 93-99)

Канакина Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. 2 часть Ответы

Упр. 93. Прочитайте. Справедливы ли эти слова?

Врага уничтожить – большая заслуга,

Но друга спасти – это высшая честь.

А. Твардовский

Да, эти слова справедливы, особенно слова, сказанные про друга.

  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Выделите в них суффиксы    -ть  и  -ти.

Упр. 94. Прочитайте. Впишите пропущенные глаголы.

1. Сидеть сложа руки.  2. Работать спустя рукава. 3. Бить баклуши.  4. Заварить кашу.  5. Держать язык за зубами.  6. Покраснеть до ушей.  7. Бежать во все лопатки.  8. Вставать с первыми петухами.  9. Знать как свои пять пальцев.  10. Выйти сухим из воды.

Слова для справок: бежать, знать, держать, вставать, бить, покраснеть, делать, заварить, выйти.

  • Прочитайте фразеологизмы. Объясните их смысл.

1. Бездельничать, ничем не заниматься.  2. Не стараться.  3. Бездельничать.  4. Создать проблему.  5.Молчать, хранить секрет.  6. Покраснеть со стыда.  7. Бежать со всей силы, мчаться.  8. Очень рано вставать.  9. Очень хорошо знать.  10. Остаться безнаказанным.

  • Составьте и запишите предложение или текст, употребив в нём любой из данных фразеологизмов.

Чтобы получить хорошую оценку, нельзя сидеть сложа руки. Нужно  выучить тему и знать её как свои пять пальцев.

Упр. 95. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Чучелу наскучило воробьёв пугать.

Чучелу под тучею холодно стоять.

Подружить бы с птицами,

К облакам взлететь!

Целый день кружиться,

С жаворонком петь.

В. Бахревский

  • Подчеркните глаголы в неопределенной форме, отвечающие на вопрос  ч т о  с д е л а т ь?
  • Выпишите глагол, который в единственном числе изменяется по родам. Укажите над ним род. Рядом запишите этот же глагол, но в форме другого рода.

Наскучило (ср. р.), наскучил (м. р.), наскучила (ж. р.).

Упр. 96. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Образуйте от данных глаголов при помощи приставок однокоренные глаголы, которые отвечают на вопрос  ч т о   с д е л а т ь?

Печатать, напечатать, распечатать.

Ехать, приехать, уехать.

Шагать, дошагать, перешагнуть.

Плясать, сплясать, наплясаться.

Сверкать, засверкать, посверкать.

Беседовать, побеседовать, добеседовать.

Смотреть, просмотреть, усмотреть.

  • Запишите глаголы, выделите в них приставки.

Упр. 97. Прочитайте. Вставьте пропущенные запятые.

Киты белухи умеют (наст. в.)  щебетать, щёлкать, клекотать, стрекотать и свистеть по-птичьи. За это прозвали (пр. в.) их «морскими канарейками».

Н. Сладков

  • Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Над другими глаголами укажите время.

Упр. 98. Прочитайте. Подчеркните глагол, от которого можно образовать все три формы времени.

Решить, решил (пр. в.), решит (б. в.).

Проверить, проверила (пр. в.), проверит (б. в.).

Свернуть, сверкнуло (пр. в.), сверкнёт (б. в.).

Журчать, журчал (пр. в.),  журчит (наст. в.), будет журчать (б. в.).

  • Образуйте от каждого глагола возможные формы времени. Запишите их. Укажите время глаголов. 

Упр. 99. Прочитайте. Как вы поняли смысл выделенного предложения?

Филин стать решил (пр. в.) певцом:

– Не ударю (б. в.) в грязь лицом!

У меня отличный слух. –

И запел (пр. в.) он басом: У-у-ух!

Е. Лаврентьева

«Не ударю в грязь лицом» – не опозорюсь, сумею достойно выполнить.

  • Подчеркните глагол в неопределённой форме.
  • Укажите время других глаголов.

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *