- Разделитесь на группы. Объясните значения слов:
Группа 1 – башлык, розвальни, фуражка, шаль, сочельник, передняя, сюртук, самоеды.
Группа 2 – чечевица, людская, флигель, приказчик, урядник, кучер, слоновая кость, Майн Рид.
Группа 3 – пампасы, бизоны, москиты, термиты, мустанг, индейцы, плантация, джин.
Группа 1.
- Башлык – суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для защиты от холода, дождя, солнечного зноя.
- Розвальни – крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися врозь от передка боками.
- Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.
- Шаль – большой тканый или вязаный платок.
- Сочельник – канун церковных праздников рождества и крещения.
- Передняя – первая при входе в квартиру нежилая комната, в которой оставляют верхнюю одежду, прихожая.
- Сюртук – предмет мужской одежды, представляющий собой длинный двубортный пиджак, обычно приталенного покроя.
- Самоеды – общее название нескольких северных народов, говорящих на языках самодийской группы.
Группа 2.
- Чечевица – растение из семейства бобовых, представляющее собой плоские зёрна чёрного, белого, жёлтого, красного или зелёного цвета.
- Людская – помещение для слуг при барском доме.
- Флигель – вспомогательная пристройка к жилому или нежилому дому, а также отдельно стоящая второстепенная постройка.
- Приказчик – наёмный торговый служащий в дореволюционной России. Приказчики работали по письменному договору и получали по нему жалование в купецких лавках или в помещичьих имениях.
- Урядник – унтер-офицерский чин в казачьих войсках, Русских гвардии и армии, и на флоте, а также лицо, имевшее такой чин.
- Кучер – человек, который правит запряженными в экипаж лошадьми; возница.
- Слоновая кость – драгоценный материал для выделки предметов роскоши, обычно из бивней слонов.
- Майн Рид – британский писатель, автор приключенческих произведений для детей и юношества.
Группа 3.
- Пампасы – степь на юго-востоке Южной Америки, преимущественно в субтропическом поясе.
- Бизоны – млекопитающее рода зубров семейства полорогих.
- Москиты – семейство двукрылых насекомых подотряда комаров.Москиты распространены по обе стороны от экватора. Более многочисленны в Евразии, Африке, тропических лесах Америки.
- Термиты – отряд растительноядных насекомых. Это самые примитивные из общественных насекомых. Больше всего термитов водится в тропиках, хотя встречаются они и в областях с умеренным климатом.
- Мустанг – одичавшая домашняя лошадь. Мустанг был распространён в прериях Северной Америки и в пампасах Южной Америки.
- Индейцы – общее название коренного населения Америки.
- Плантация – крупное земледельческое хозяйство, специализирующееся на выращивании технических и продовольственных монокультур. Плантации возникли и развивались в Америке, Африке и Азии в эпоху колонизации благодаря производству табака, сахарного тростника, риса и других культур и использованию труда рабов. С развитием капитализма — наёмного труда.
- Джин – алкогольный напиток крепостью не менее 37,5 %.
2. Выпиши названия объектов, которые были найдены мальчиками в географическом атласе. Начни с названия города, в котором они находились.
Пермь, Тюмень, Томск, Камчатка, Берингов пролив, Америка, Калифорния.
3. С соседом по парте сравните главных героев рассказа – Володю и Чечевицына – по плану.
Ответы на Олимпиады УЧИ РУ. "Безопасные дороги" 2024. Телеграмм канал
- Внешность
- Речь
- Поступки, действия
- Состояние перед побегом
- Характер
Расскажите, чем похожи и чем различаются герои.
Володя | Чечевицын | |
Внешность | Белолицый, упитанный, краснощекий | Худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толсты, вообще был он очень некрасив. |
Речь | Общительный | Почти не разговаривал |
Поступки, действия | Стало жалко мать, поэтому решил не бежать | Не был привязан к семье и был настроен на побег |
Состояние перед побегом | Был напуган, передумал бежать | Настойчив, непоколебим, настаивал на побеге |
Характер | Общительный, энергичный, веселый, открытый | Угрюмый, замкнутый, задумчивый, необщительный, неулыбчивый. |
Мальчиков объединяет только то, что они ровесники и вместе учатся в гимназии. Однако, характеры, внешность, поступки у них абсолютно разные.
4. Выпиши из текста примеры того, как дети и родители в семье Королевых относятся друг к другу.
Семья Королевых была большая и дружная. Помимо сына Володи, у них было еще три дочери: Катя, Соня и Маша. Самой старшей из них было одиннадцать лет. Главой семьи был отец. Мама была заботливой, нежной, доброй. В семье Королевых также жила тетя, которая помогала по хозяйству. В семье царила атмосфера любви, сопереживания, заботы. Это подтверждают слова из текста: «Вся семья Королевых, с часу на час поджидавшая своего Володю, бросилась к окнам», «Мать и тетка бросились обнимать и целовать его, Наталья повалилась к его ногам и начала стаскивать с него валенки, сестры подняли визг, двери скрипели, хлопали, а отец Володи в одной жилетке и с ножницами в руках вбежал в переднюю и закричал испуганно:
– А мы тебя еще вчера ждали! Хорошо доехал? Благополучно? Господи Боже мой, да дайте же ему с отцом поздороваться! Что я не отец, что ли?»
5. Раздели текст на части. Озаглавь их. Запиши получившийся план.
План
- Володя приезжает домой с другом.
- Чаепитие в кругу семьи.
- Сестры подслушивают разговор мальчиков.
- Побег не удался.
- Приезжает мама Чечевицына.
- Монтигомо Ястребиный Коготь.
6. В библиотеке найди книги А.Чехова для детей. Запиши названия 2-3 произведений.
«Ванька», «Детвора», «Каштанка».
7. Вспомни произведение М.Зощенко «Великие путешественники». Сравни детей в рассказах М.Зощенко и А.Чехова.
- Чем были похожи ребята?
- Как они готовились к побегу?
- Какими знаниями обладали?
- Что брали с собой в поход?
- Чем у них закончились путешествия?
- Ребята мечтали отправиться в путешествие в дальние края.
- Мальчики договаривались заранее о времени побега, в рассказе Чехова они разрабатывали план и маршрут.
- В рассказе А.Чехова мальчики смогли проложить по карте путь до Калифорнии, а в рассказе М.Зощенко ребята хотели идти все время прямо и обогнуть Земной шар.
- В рассказе А.Чехова мальчики приготовили пистоны, деньги, увеличительное стекло, два ножа, компас, сухари. В рассказе М.Зощенко юные путешественники взяли с собой в дорогу деньги, сахар, хлеб, кусочек сала, цветные карандаши, посуду, фонарик, рукомойник, увеличительное стекло, подушку, одеяла, три рогатки, удочку, сачок.
- В обоих рассказах ребята вернулись домой.
Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Тихомирова. К учебнику Климановой, Горецкого. Ответы