Главная » Литературное чтение » Природа и мы. Проверим себя и оценим свои достижения. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Природа и мы. Проверим себя и оценим свои достижения. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Прочитай пословицу.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Определи, какая из пословиц выражает ту же мысль.

Кашу маслом не испортишь.

И лягушка может утонуть.

Лишнее говорить – только делу вредить.

Двумя руками трудно ухватить двух угрей.+

Мал горшок, а мясо варит.

Прочитай текст.

Э.Шим Хлеб растет

Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное.

Мама сказала: «Это хлеб растёт».

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?

Мама объясняет: «Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью. Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.

Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.

А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась…

Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.

Тянется к солнышку, старается!»

Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся: «До чего хлеб хорош!»

Составь и запиши вопросы к прочитанному тексту.

В какое время года происходит действие в рассказе?(весна)

Когда сажают озимый хлеб? (осенью)

Что происходит с ростками озимого хлеба зимой?(они спят под снегом)

Что происходит с ростками озимого хлеба весной? (они оживают, начинают расти)

Кто автор рассказа? (Эдуард Юрьевич Шим)

Запиши план рассказа.

Ранняя весна, одно поле с зелеными ростками.

Мама объясняет, что такое озимый хлеб.

Озимые растут на радость людям.

Дополни данный текст еще одним абзацем. Подумай, о чем ты будешь рассказывать. Запиши.

Я бы рассказал по том, что происходит с озимым хлебом дальше, летом:

Наступает лето. Озимые набирают силу. В то время, как яровые сорта пшеницы и ржи только проросли, окрепли и зацвели, озимый хлеб уже можно собирать. Урожай созрел. Июль – важный месяц для хлеборобов озимых. «До чего хорош хлеб» – говорят они, держа в руках горсть спелых зерен.

Прочитай произведение Л.Н.Толстого.

Какая бывает роса на трава

Когда в солнечное утро летом пойдешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

С чем автор сравнивает росу?

Л.Н.Толстой сравнивает росу с алмазами, которые переливаются на солнце разными цветами, со светлыми шариками, с напитком.

Придумай свои сравнения.

Роса блестит, как прозрачная слезинка леса, как бриллиантовая бусинка на лесной короне, как маленькая звездочка, как крохотное зеркальце.

Какое сравнение более точно представляет изображаемую картину? Запиши свое мнение.

Наиболее точно мне кажется сравнение росы с алмазами, которые переливаются на солнце разными цветами – и желтым, и красным, и синим. Действительно, росинки в лесу, озаренные лучами солнца, похожи на драгоценные камни.

Прочитай статью из научно-познавательной книги «Что такое? Кто такой?»

Роса

День обещает быть знойным, но утро ещё прохладное и душистое в эти ранние часы. Земля пока холодна; холодны и мокры цветы и травы. Это от росы, которая выпала ночью. Отчего бывает роса?

Днём солнце сильно нагревает землю. Нагреваются цветы, и деревья, и воздух. А в воздухе всегда есть влага — прозрачный водяной пар: он защищает нас от горячих лучей солнца, поглощает их теплоту.

Но вот спустилась ночь. Земля начинает остывать. Сделались холодными травы и листья. Влага, которая всегда есть в воздухе, соприкасается с ними и тоже охлаждается. А когда водяные пары охлаждаются, они превращаются в воду.

И вот капельки воды, крохотные круглые бисеринки, покрывают траву и цветы, собираются на листьях. Ранним утром на солнце они играют разноцветными лучами, и кажется, что рассыпаны в траве маленькие осколки хрусталя.

Перечитай научно-познавательный текст. Выпиши слова, которые требуют уточнения в толковом словаре. Найди их значения.

Знойное – жаркое, жгучее,

Бисеринки – маленькие бусинки из стекла с отверстием,

Хрусталь – прозрачный камень, кристалл, вид стекла, обладающий особым блеском.

Кратко запиши своими словами, что такое роса

Роса – это капельки воды, выпавшие, осевшие из воздуха на поверхность растений или предметов при понижении температуры воздуха.

Сравни художественный текст Л.Н.Толстого и научно-познавательный текст о росе. Заполни таблицу.

Параметры сравнения Какая бывает роса на траве Роса
Автор Л.Н.Толстой Коллектив авторов во главе с А.Маркушевич
Название «Какая бывает роса на траве» «Роса»
Тема О природе, о росе О природе, о росе
Главная мысль Как прекрасна природа! Роса образуется из пара, находящегося в воздухе, когда воздух остывает
Изобразительно-выразительные средства Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения Эпитеты, метафоры, сравнения

Вывод: научно-познавательный текст энциклопедии и художественное описание Л.Н.Толстого написаны на одну и ту же тему – о росе. Главная мысль в этих произведениях разная. В художественном произведении ставилась цель подчеркнуть красоту природы, подтолкнуть читателя полюбоваться росой и утренним лесом. В научно-познавательном тексте целью было объяснить, что такое роса, как и почему появляется роса в лесу.

В обоих текстах использованы средства художественной выразительности: эпитеты и сравнения В научно-познавательном тексте присутствует еще олицетворение и метафора.

В художественном тексте: эпитеты (солнечное утро лист мохнат и пушист), сравнения (роса-альмазы, капелька, шарик, напиток, листок – бархат, чашечка).

В научно-познавательном тексте: эпитеты (знойный день, прохладное и душистое утро, горячие лучи), олицетворение (пар защищает нас), сравнение (капельки воды – крохотные круглые бисеринки, осколки хрусталя), метафора (капельки играют разноцветными лучами).

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *