Главная » Литературное чтение » Итоговая проверочная работа. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Итоговая проверочная работа. Бойкина Виноградская Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

М.Зощенко

Бабушкин подарок

(1) У меня была бабушка. И она меня очень горячо любила.

Она каждый месяц приезжала к нам в гости и дарила нам игрушки. И вдобавок приносила с собой целую корзинку пирожных.

Из всех пирожных она позволяла мне выбрать то, которое мне нравится.

А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. Она сама давала ей какое придётся. И от этого моя сестрёнка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку.

В один прекрасный летний день бабушка приехала к нам на дачу.

Она приехала на дачу и идёт по саду. В одной руке у неё корзинка с пирожными, в другой — сумочка.

И мы с Лелей подбежали к бабушке и с ней поздоровались. И с грустью увидели, что на этот раз, кроме пирожных, бабушка нам ничего не принесла.

И тогда моя сестрёнка Леля сказала бабушке:

— Бабушка, а кроме пирожных ты разве нам сегодня ничего не принесла?

Почему спам - это сокращение от названия американской тушенки, почему куки - назвали печеньками, а баги - жучками, что значат эти аббревиатуры - FAQ, ISP, E-commerce, SSD, HDD, 404 Error. Вместе изучаем Английский для IT - новые слова, тесты, викторины. Подписаться на телеграмм-канал t.me/Unica_English_IT

И моя бабушка рассердилась на Лелю и так ей ответила:

— Принесла. Но только не дам невоспитанной особе, которая так откровенно об этом спрашивает. Подарок получит благовоспитанный мальчик Миня, который лучше всех на свете благодаря своему тактичному молчанию.

И с этими словами бабушка велела мне протянуть руку. И на мою ладонь она положила десять новеньких монеток по десять копеек.

(2)И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони. И Леля тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у неё глазёнки сверкают недобрым огоньком.

Бабушка полюбовалась на меня и пошла пить чай.

И тогда Леля с силой ударила меня по руке снизу вверх, так что все мои монеты подпрыгнули на ладони и попадали в траву и в канаву.

И я так громко зарыдал, что сбежались все взрослые — папа, мама и бабушка. И все они моментально нагнулись и стали разыскивать упавшие мои монетки.

И когда были собраны все монетки, кроме одной, бабушка сказала:

— Видите, как правильно я поступила, что не дала Лельке ни одной монеты! Вот она какая завистливая особа. «Если,— думает,— не мне,— так и не ему!» Где, кстати, эта злодейка в настоящий момент?

Чтобы избежать трёпки, Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя на дереве, дразнила меня и бабушку языком.

Соседский мальчик Павлик хотел стрельнуть в Лелю из рогатки, чтоб снять её с дерева. Но бабушка не позволила ему это сделать, потому что Леля могла упасть и сломать себе ногу. Бабушка не пошла на эту крайность и даже хотела отобрать у мальчика его рогатку.

И тогда мальчик рассердился на всех нас и на бабушку в том числе и издали стрельнул в неё из рогатки.

Бабушка, ахнув, сказала:

— Как это вам нравится? Из-за этой злодейки меня из рогатки подбили. Нет, я не буду к вам больше приезжать, чтоб не иметь подобных историй. Лучше вы привозите ко мне моего славного мальчика Миню. И я всякий раз, в пику Лельке, буду дарить ему подарки.

Папа сказал:

— Хорошо. Я так и сделаю. Но только вы, мамаша, напрасно хвалите Миньку! Конечно, Леля поступила нехорошо. Но и Минька тоже не из лучших мальчиков на свете. Лучший мальчик на свете тот, который отдал бы своей сестрёнке несколько монеток, видя, что у неё ничего нет. И этим он не довёл бы свою сестрёнку до злобы и зависти.

Сидя на своём дереве, Лелька сказала:

— А лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные.

Бабушка не пожелала больше оставаться в саду.

И все взрослые ушли пить чай на балкон.

(3)Тогда я сказал Леле:

— Леля, слезь с дерева! Я подарю тебе две монетки.

Леля слезла с дерева, и я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошёл на балкон и сказал взрослым:

— Всё-таки бабушка оказалась права. Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки.

Бабушка ахнула от восторга. И мама тоже ахнула. Но папа, нахмурившись, сказал:

— Нет, лучший мальчик на свете тот, который сделает что-нибудь хорошее и после этим не будет хвастаться.

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.

Итого, у Лельки стало три монеты, и четвёртую монетку она нашла в траве, где она меня ударила по руке.

И на все эти четыре монеты Лелька купила мороженое. И она два часа его ела, наелась, и ещё у неё осталось.

А к вечеру у неё заболел живот, и Лелька целую неделю пролежала в кровати.

И вот, ребята, прошло с тех пор много лет. И до сих пор я отлично помню папины слова.

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

И то хорошо.

Задание 1

Отметь высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения.

Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.+

Любой поступок может научить хорошему.

В семье всегда любят друг друга.

Есть хорошие, а есть плохие бабушки.

Дети должны уважать старших.

Придумай и запиши еще одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения.

Делай добрые дела и не кричи о них.

Задание 2

Как еще можно озаглавить это произведение?

Жадность и зависть до добра не доведут.

Задание 3

Перечисли и запиши имена героев произведения. Подчеркни главных героев.

Минька, Лелька, бабушка, мама, папа, соседский мальчик Павлик

Задание 4

Раздели произведение на части и отметь их в тексте (поставь в начале каждой части значок или цифру). Составь и запиши план.

План рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок»

  1. Приезд бабушки, подарок для Миньки.
  2. Злость Лельки.
  3. Минька отдает Лельке монеты.

Выбери одну из частей текста. Выпиши опорные слова, на основе которых можно подробно пересказать этот фрагмент.

Часть 2 опорные слова: с восторгом смотрю на новенькие монеты, у нее глазенки сверкают недобрым огнем, ударила меня по руке снизу, монеты попадали на траву и в канаву, «Вот она какая завистливая особа», влезла на дерево, стрельнул из рогатки, «в пику Лельке, буду дарить ему подарки», «лучший мальчик на свете тот, который дал бы совей сестренке несколько монет»

Задание 5

Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту. Начни со слов.

Кто приехал в гости Миньке и Лельке на дачу?

Что подарила бабушка Миньке?

Зачем Лелька ударила Миньку по руке?

Почему Лелька залезла на дерево?

Как надо было поступить Миньке, когда бабушка подарила ему монеты?

Задание 6

Выпиши самое важное событие произведения.

Минька понял, что нужно было поделиться с сестрой, потому что бабушка ей ничего не подарила. Тогда Лельке было не обидно, и она бы не завидовала и не злилась. Минька подарил Лельке монеты. Минька понял, что о добрых делах не нужно хвалиться.

Выпиши события, которые повлияли на Миньку.

На Миньку повлиял злой поступок сестры (он обиделся), разговор с отцом, после которого Минька захотел сделать хороший поступок (отец объяснил, как надо было поступить – поделиться монетами с сестрой, чтобы ей не было обидно, сделать хорошее и не хвастаться этим).

Задание 7

Почему Лелька обижалась на Миньку? Отметь верное высказывание.

Бабушка любила Миньку больше.

По характеру Лелька была обидчивая девочка.

Лелька не любила Миньку.

У Лельки не было того, что было у Миньки.+

Нади в тексте ответ, почему бабушка не дарила Лельке подарки, и подчеркни его.

А мою старшую сестрёнку Лелю бабушка не очень любила.

Задание 8

Перечитай текст. Проследи по нему, как менялись чувства Миньки по отношению к его сестре.

В начале Минька радовался, что бабушкин подарок достался ему одному, ему было не жаль сестру, оставшуюся без подарка. 

В середине Минька сильно обиделся и разозлился на Лельку, хотел, чтобы ее наказали,

В конце Миньке стало жаль сестру, ему захотелось поделиться с ней монетами.

Найди в произведении и выпиши.

Какие чувства испытывала Лелька к Миньке?

Лелька сердилась, дразнила языком, злоба и зависть, называла его глупым и хитрым

Какие чувства испытывала Лелька к бабушке?

Лелька сердилась, боялась трепки, дразнила языком, злилась, что бабушка подарила подарок только Миньке, а ей ничего.

Задание 9

Подчеркни слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа.

Благородный, честный, красивый, безжалостный, непривлекательный, страшный, серьезный, добрый, чудесный, показной

Как ты думаешь, можно ли добавить к выбранным словам слово заботливый? Почему?

Слово заботливый тоже подходит к поступкам Миньки, отдав монеты, он позаботился о сестре, о ее настроении, чтобы она не злилась и не завидовала.

По поступкам Миньки ты узнал, каким он был человеком. Запиши свое мнение.

Минька был честным и добрым мальчиком, он уважительно относился ко взрослым, любил свою сестру, больше всего он прислушивался к мнению отца. Миньке очень хотелось быть хорошим мальчиком не только в глазах взрослых, но и в собственных глазах. Минька умеет признавать и исправлять свои ошибки.

Подтверди свое мнение примером из текста.

И тогда я побежал в сад, нашёл свою сестру и дал ей ещё монетку. И ничего об этом не сказал взрослым.

Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился.

Представь, что  тебе повстречался Минька. Какие вопросы ты ему задашь, чтобы больше узнать о его характере? Запиши два вопроса.

1). Минька, что ты чувствовал, когда бабушка разрешала тебе выбирать пирожные, а Лельке нет?

2). Минька, о чем ты думал и что чувствовал, когда отдавал монеты сестре?

А какие поступки характеризуют Лельку?

Лелька совершила злой поступок из-за зависти (выбила монеты из рук Миньки). Затем она трусливо залезла на дерево, зная, что поступила плохо и боясь наказания. Желая обидеть в отместку за несправедливость, она дразнила языком с дерева бабушку. Не зная меры и жадничая, Лелька накупила мороженного на все монеты и сразу съела его.

Задание 10

Как ты думаешь, какой из поступков главных героев может быть примером для других детей?

Примером для других детей может быть поступок Миньки, когда он отдал монету Лельке и не стал хвастаться об этом взрослым.

Как ты думаешь, какой из поступков главных героев был ошибочным?

Лелька не правильно поступила, когда ударила Миньку по руке снизу так, что все его монеты разлетелись. Она из-за совей зависти и злости обидела Миньку, хотя он был не виноват, что бабушка подарила ему монеты, а ей нет.

Задание 11

Объясни значение слова особа с опорой на текст.

Слово особа из уст бабушки звучит язвительно и имеет отрицательную эмоциональную окраску. Бабушка словом особа хотела назвать Лельку неприятным, зазнавшимся человеком, не уважающим других.

Запиши, какая разница между словами зарыдать и захныкать.

Захныкать – это значит, тихонько жалобно заплакать.

Зарыдать – это значит, громко и пронзительно плакать.

Разница между словами захныкать и зарыдать в громкости и силе плача.

Задание 12

Запиши, к какому жанру относится прочитанный тобой текст.

«Бабушкин подарок» М.Зощенко относится к жанру рассказ, это текст-повествование

Какие произведения М.Зощенко ты читал? Запиши их названия.

«Елка», «Калоши и мороженое», «Не надо врать», «Тридцать лет спустя», «Трусишка Вася», «Самое главное», «Великие путешественники», «Показательный ребенок».

Задание 13

Составь краткий отзыв на прочитанное произведение. Воспользуйся планом.

Рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»

(автор, название)

Это произведение повествует об одном случае из детства писателя. В гости к детям приехала бабушка. Лелька спросила у бабушки, что она привезла им в подарок. Бабушка обиделась и ничего не подарила Лельке, зато Миньке дала десять монеток. Лелька позавидовала, разозлилась и ударила Миньку по руки, монеты разлетелись. Лелька залезла на дерево, а Минька разревелся. В спор вмешались родители. Папа объяснил Миньке, что неправы оба, Лелька неправа, потому что позавидовала, а Минька – в том, что не поделился. Минька отдал сестре две монеты и похвастался родителям. Отец пояснил, что о добрых делах не нужно хвастаться. Минька отдал сестре еще монету и уже не стал хвалиться. Этот рассказ учит тому, что несправедливость может вызвать зависть и злость у людей. Чтобы этого не случилось, надо делиться с другими тем, что есть у тебя, а у них нет. О добрых поступках не стоит хвастаться.

(укажи о чем это произведение)

Выскажи свое мнение.

Я советую своим друзьям прочитать этот рассказ.+

Я не советую своим друзьям читать этот рассказ.

Объясни, почему ты так считаешь.

Я советую друзьям прочитать рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок», потому что он юмористический. В нем присутствуют смешные моменты. В то же время, рассказ поучительный, в нем рассматривается ситуация, которая может произойти в любым. Выбор, перед которым стоит главный герой Минька: делиться или не делиться монетками с сестрой становится после прочтения рассказа очевидным. Рассказ учит щедрости, доброте, скромности и справедливости.

Задание 14

Прочитай высказывания великих русских писателей.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн)

«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и  подарок… иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь)

«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущуний и оттенков мысли.» (В.Г.Короленко)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С.Тургенев)

 «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». (Н.А.Некрасов)

«С русским языком можно творить чудеса!» (К.Г.Паустовский)

Выбери одно из высказываний. Подумай, что хотел сказать автор. Какими мыслями ты хотел бы дополнить слова писателя?

«С русским языком можно творить чудеса!» (К.Г.Паустовский)

“С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых,— для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.” – так писал К.Паустовский в повести «Беспокойная юность». Нельзя не согласиться со словами писателя. Богатый русский язык способен оживить в наших мыслях сказочных героев, красочно нарисовать портрет, описать волшебный пейзаж, перенести в будущее или рассказать истории давно минувших дней, вызвать любые эмоции в наших сердцах – это ли не настоящее чудо? Действительно, человек, владеющий русским языком, способен на чудеса.

Напиши текст-рассуждение. Используй одно из высказываний.

Текст-рассуждение на тему высказывания Н.А.Некрасова «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно.»

Известное высказывание «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно» принадлежит перу великого поэта Николая Некрасова.

В этих строках содержится народная мудрость. Хочу привести пример следования правилу «чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно» – это пословицы. Пословицы – это краткое изречение, содержащее законченное суждение или поучение по поводу различных жизненных ситуаций. Пословицы коротки, в них немного слов, словам «тесно». Зато, какая многовековая народная мудрость и простор мыслей заключен в пословицах. Обратный пример, когда человек не следует правилу «чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно», он может много и долго говорить, использовать множество слов, при этом он может не сказать ничего важного, смысла в его словах не будет. Про такую речь говорят «переливать из пустого в порожнее» или «толочь воду в ступе».

Я согласен с высказыванием Николая Некрасова  «Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно» и буду стараться следовать ему в своей речи.

В начальной школе ты узнал много нового и интересного, многому научился. Как ты думаешь, какие знания и умения тебе особенно пригодятся на уроках литературы в 5 классе? Запиши.

Умение объяснить, о чем произведение, кто главные герои, каковы их характеры, перечислить основные события произведения.

Умение определять главную мысль произведения.

Навык написания аннотации и отзыва на произведения, умение формулировать свое мнение о прочитанном.

Умение выделять в текстах средства художественной выразительности.

Навык создавать собственные тексты (описания, рассуждения и повествования.

Назад к содержанию


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *