1
Прочитайте строки из стихотворения И. Токмаковой «Сколько?».
Живут в
зоопарке лесные ежи,
Ты сам их не трогай и всем
расскажи,
Что лучше от всякого злюки
Держать за спиной руки.
Их гладить не надо, а лучше
считать,
Их с папой и мамой —
ПЯТЬ.
- Какой частью речи являются каждое выделенное слово? Запишите эти слова на нужной строке.
Имя существительное: ежи, руки.
Глагол: живут, расскажи, считать.
Имя прилагательное: лесные.
Имя числительное: пять.
Местоимение: ты.
Частица: не.
Союз: и, а.
Предлог: в, от, за, с.
2
- Прочитайте. Вставьте в предложения названия частей речи.
Посмотрите вокруг себя. Всюду вас окружают
предметы. И слова, называющие предметы, являются именами существительными.
Предметы обладают признаками, которые в языке передаются с помощью
имён прилагательных.
Предметы окружающего мира можно измерить, определить их количество.
Слова, называющие количество предметов, являются именами числительными.
Предметы производят действия, которые обозначаются глаголами. А
когда на предмет лишь указывают, не называя его, то употребляются местоимения.
Л. Тростенцова
3
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Составьте из данных словосочетаний предложение — загадку.
- Запишите отгадку и загадку. Укажите, какой частью речи является каждое слово.
- Подчеркните главные члены предложения.
пр.
прил. сущ. сущ.
прил. пр. сущ.
гл.
В костяном горшочке каша сладенькая на солнце варилась.
(Орех)
Каша — подлежащее, варилась — сказуемое.
4
- Поработайте в парах: прочитайте. Догадайтесь, какие слова в загадках пропущены. Впишите их. Укажите, какой частью речи является каждое из этих слов.
1. Ах, не (частица) трогайте меня: обожгу
и без огня. (Крапива)
2. Горшочек умён, семь (числ.) дырочек в нём. (Голова)
3. Стоит старичок — красненький (прил.) колпачок. (Подосиновик)
4. В воде мы (местоимение) живём, без воды (сущ.)
пропадём. (Рыбы)
5. В (предлог) роще у (предлог) берёзки повстречались
тёзки. (Подберёзовик)
6. Рос шар бел, дунул ветер (сущ.), и (союз) шар улетел
(гл). (Одуванчик)
- Выпишите выделенные слова. Разберите их по составу.
Голова — корень голов-, окончание [ ].
Подосиновик — корень осин-, приставка под|, суффикс /ов\ и /ик\, окончание [ ].
Подберёзовик — корень берёз-, приставка при|, суффикс /ов\ /ик\, окончание [ ].
5
- Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
прил. сущ. гл.
Красный, краснота, покраснеть.
Место, местечко, местный, поместить.
Писать, письмо, переписать, записать.
- Поработайте в парах: обсудите, почему слова записаны в три группы. На какие еще группы можно распределить слова?
В каждой группе однокоренные слова. Можно разделить на группы по частям речи.
- Укажите в любой группе слов, какой частью речи является каждое слово.